в ы б о р о н и д ел а л и с а м и . В -тр е ть и х, подсказы в ать , к а -
к и е ф акто р ы с то и т учиты вал» п р и п р и н я т и и р е ш е н и й
и н аско л ь ко весом к а ж д ы й и з н и х . П о дво дя и то г, е щ е
р а з п о д ч е р к н е м , ч то р а с ш и р я ть п о л н о м о ч и я н е о б х о -
д и м о п о э та п н о — о т э то го во м н о го м зав и си т, стан ут
ли л ю д и бо лее заи н тер есо в ан ы в успехе п р е д п р и я ти я
в ц е л о м . Э то о д н а и з са м ы х с л о ж н ы х за д а ч , с то я щ и х
п еред р у ко в о д и тел е м .
5 ш НАУЧИЛ ТОП МЕНЕДЖЕРОВ
ВЫСЛУШИВАТЬ ЛЮДЕЙ
Чтобы л ю ди стал и п р ед л агать свои
и д е и и а к т и в н о уч аств о в а ть в р а з-
ны х н а ч и н а н и я х , о н и д о л ж н ы о б -
рести ув е р ен но сть в себе. Н е м енее
су щ е стве нн о , чтобы их н а ч а л ь н и ки
н а у ч и л и с ь и х в ы с л у ш и в а ть . Р о с-
с и й с к и е у п р а в л е н ц ы — и с ку с н ы е
ораторы , но, ка к правило, неваж ны е
с л у ш а те л и — и х э то м у п о п р о с т у н е у ч и л и . М а р и н а
К а п и т о н о в а , п о м о щ н и к р у ко в о д и тел я о д н о й р о с с и й -
ско й к о м п а н и и , зам еч ает, ч т о н а ч а л ь н и ки о б ы чн о та к
за ц и кл е н ы н а со б ств ен ны х зам ы сл ах, ч т о н е в о с п р и -
н и м а ю т и д еи со б еседни ка и у п у с ка ю т м н о ги е ц ен ны е
п р е д л о ж е н и я . С п о со б н о сть и зв л ека ть пользу и з то го ,
ч то т е б е го в о р я т, те с н о с в я зан а с у м е н и е м сл уш ать .
К с о ж а л е н и ю , т р е н и н г и , п о св я щ ен н ы е это м у навы ку,
в России п о ка редкость, а ведь м н о ги м м ен ед ж ер ам о н и
п о ш л и бы н а пользу.
Р ассказ со тр уд ни ка ро сси й ской к о м п а н и и проясняет,
п о ч е м у т а к в а ж н о н ауч и ть ся то м у , ч то п с и х о л о ги н а -
зы в аю т а кти в н ы м с л у ш а н и е м . « Я р аб о тал с р а зн ы м и
р у ко в о д и те л я м и , — в с п о м и н а е т о н , — н о в с я ки й раз
стал ки в ал ся с о д н и м и т е м ж е: ко гд а о н и н а к о н е ц н а-
хо дят для тебя м и н у ту , ты п р о с то н е успев аеш ь сказать
с а м о го в а ж н о го ; и н о гд а д а ж е ка ж е тс я , что о н и вообщ е
д у м а ю т о че м -то д р у го м , а р е ш е н и е у ж е д ав но п р и н я -
то . Н о н ед а в но у м е н я п оявился н а ч а л ь н и к , ко то р ы й
р а зго в а р и в а е т п о -д р у го м у . К о гд а я п р и х о ж у к н е м у
с п р е д л о ж е н и е м , о н вы слуш ивает м е н я , затем к р а тк о
р е зю м и р у е т м о и слова, а в к о н ц е го в о р и т: " Д а й те м н е
м и н у т у п о д у м а ть ", — и д ей ств и те л ь н о м о л ч а д у м а е т
цел ую м и н у ту . П о сл е э то го о н л и б о п р и н и м а е т р е ш е -
н и е , л и б о го в о р и т, ч т о е м у н у ж н о е щ е пор азм ы сл и ть
и ч то о н со м н о й св яж ется. Во ч т о бы это н и вы лилось,
ты чув ств уеш ь, ч т о тв о е м н е н и е е го и н те р е с у е т. Э го
о ч ен ь в до хновляет».
6ш СОЗДАЛИ РАЗЛИЧНЫЕ КАНАЛЫ ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СОТРУДНИКОВ
Ч тоб ы лю ди м о гл и свободнее вносить свои п р ед л о ж е-
н и я , им н у ж н ы разны е л и н и и связи с в ы ш е сто я щ им и .
В о б сл ед о в ан ны х н а м и к о м п а н и я х есть и я щ и к и для
п р ед л о ж е н и й , и эл е ктр о н н ы е д о ски об ъ явлений; где-то
для это й цели с л у ж а т р егул я р н ы е оп р о сы . Н е ко то р ы е
топ -м ен ед ж ер ы р е гул я р н о встречаю тся с ко л л е кти в о м ,
в то м числе н еф орм ально.
Т а ть я н а Ш у б и н а и з Ы ^ е К - Э и с а ^ п р е д п о ч и т а е т
об ы чны е я щ и к и для п р е д л о ж е н и й . О тдел кад р о в в н и -
м ательно и зуча ет п ись м а со тр уд н и ко в и п ер епр ав л яет
и х со отв етств ую щ им руко в о д и тел ям .
П о л у ч а ть и о б с у ж д а т ь п р е д л о ж е н и я м о ж н о и н а
встр ечах с ко л л е к т и в о м — о б ы ч н о и х о р га н и зу е т р у-
к о в о д с т в . Л ю д и зад а ю т здесь в о л н у ю щ и е и х вопросы
и д ел я тся с в о и м и с о о б р а ж е н и я м и . П р е и м у щ е с т в о
т а к и х со б р а ни й в т о м , ч то с о тр у д н и ки и з р азны х под-
р азд ел ен ий , ко то р ы е о б ы ч н о р е д ко в стречаю тся д р у г
с д р у го м , вм есте о б с у ж д а ю т о б щ и е пр о б л ем ы . К а ж д ы й
м о ж е т н ап р я м ую о б р а т и т с я к р уко в о д и тел ям и узнать
м н е н и е ко л л е г из д р у ги х отделов — п р и это м неуд ач-
ны е п р е д л о ж е н и я б ы стр о о тсеи в аю тся. Н а со б р а ни я х
к т о -то го зо р н т о ч ен ь см ело, затраги в ая сам ы е больны е
тем ы , а кто -то о тм а л ч и в а ется , геряясь п еред бо льш ой
ауди тор ией . Н о если в ед ущ и й — м астер св о его дела, о т
о б суж д ен и й всегда есть т о л к . Т а к, н а о б щ е м со б р а ни и
о д но й и з и зуче нн ы х н а м и к о м п а н и й заводской с п е ц и -
ал ист п о к о н тр о л ю качества сказал, ч т о те ж е м етоды
об есп ечени я качества м о гу т п р и м е н я л » и д р у ги е под-
р азд ел ения, в частно сти отдел м а р к е т и н га . П однялась
б урная дискуссия: наско ль ко ко»ггроль качества п р и м е -
н и м в м а р к е ти н ге и н у ж е н л и о н т у т воо бщ е. В т о г е
бы л о р е ш е н о о п р о б о в а ть п р е д л о ж е н и е н а п р а к т и к е ,
и о н о д о казал о сво ю состоятельность.
Н а с а н к т -п е т е р б у р гс к о й ф а б р и к е G ille tte , ко то р а я
сейчас п р и н а д л е ж и т P ro cte r & G a m b le , трудится о ко л о
6 5 0 ч е л о в е к. G ille tte р е гу л я р н о п р о в о д и т т а к н а зы -
в ае м ы е п р о гр а м м ы б ы с тр о го у с о в е р ш е н с т в о в а н и я ,
чтобы р а сш и р и ть сф еру к о м п е те н тн о с ти со тр уд ни ко в
и с о б р а ть р а ц п р е д л о ж е н и я . У ч а с т н и к о в п р о г р а м -
м ы — и х н а б и р а ю т и з р а зн ы х о тд ел о в — н а н ед е л ю
ос в о б о ж д а ю т о т их о б ы чн о й рабспы и н ац ел и в а ю т на
о п р е д ел ен н у ю проб лем у: ее н а д о изучил», н а й ти вар и -
анты р е ш е н и й и н ача ть реализовы вать л у ч ш и й и з них.
11
роблем ы для о ч ер ед н о й п р о гр а м м ы м о ж е т п р е д л о -
ж и т ь лю бой со тр у д н и к, а о ко нч ател ь ны й вы бор задачи
п о р у чаю т сп ец и ал ь но й ко м и с с и и . С и стем а слож ил ась
НАЧАЛЬНИКИ ОБЫЧНО ТАК ЗАЦИКЛЕНЫ
НА СОБСТВЕННЫХ ЗАМЫСЛАХ. ЧТО
НЕ ВОСПРИНИМАЮТ ИДЕН СОБЕСЕДНИКА
И УПУСКАЮТ МНОГИЕ ЦЕННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
hbr russia.ru I Сонтябрь 2008
Harvard Business Review — Россия
93
предыдущая страница 96 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн следующая страница 98 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст