Чтоб с к а зк у сд е л а ть бы лью
«разовы е» сд елки, к а к п р а ви л о , не о купа л и сь. О п е ра ц и -
о н и сты , не видя ка р ти н у в целом , не представляли себе,
во ч т о обход ятся к о м п а н и и и н д и в и д уа л ьн ы е кр е д и ты
и н а с ко л ь ко с л о ж н о и х буд ет вести, а п о то м у сч и та л и ,
ч т о в бэк-оф исе и м п р о с то -н а п р о с то вставляю т п а л ки
в колеса. А н а л и т и к и , в с в о ю очеред ь, б ы л и уб е ж д е н ы ,
ч т о в о ф р о н т-о ф и с е р а б о т а ю т а б с о л ю т н о б е зо тв е т-
с т в е н н ы е л ю д и . В к о н ц е го д а , к о гд а п о д в о д и л и с ь
и т о ги , р у ко в о д с тв о хватал ось за го л ов у: р е з ки й р о с г
и з д е р ж е к п р о и зв о д с тв а , к а к п р а в и л о , сво д и л на н е т
п р и б ы л ь о т сд е л о к.
Ч т о б ы у с т р а н и т ь н е с т ы к о в к и и о т л а д и т ь о б м е н
и н ф о р м а ц и е й , б ы л о п р и н я т о в к р е д и т н о й п о л и т и к е
о тка за ть ся о т « п о го л о в н о » и н д и в и д у а л и з и р о в а н н ы х
кр е д и то в . Б ы ли ста н д а р ти зи р о в а н ы пр о ц е д ур ы , т и п о -
вы е д л я б о л ь ш и н с тв а сд е л о к, а п р е д л а га ть кл и е н та м
осо б ы е у с л о в и я р а зр е ш и л и т о л ь к о в о п р е д е л е н н ы х
сл учая х. П р е ж д е чем вы д ать т а ко й кр е д и т, за я в ку на
н е го рассм а тр и ва л и в бэк-оф исе — б ы л и утв е р ж д е н ы
осе н е о б х о д и м ы е д л я э т о го п р о ц е д у р ы и а н а л и ти ч е с -
ки е и н с тр у м е н ты , и те пе р ь о п е р а ц и о н и с ты п о л уча л и
К аж д ая о р га н и за ц и я по -св о ем у у н и ка л ь н а , а зн а ч и т,
о б щ е го о тв е та н а э т о т в о п р о с не сущ ествует. Ч тоб ы
е го н а й т и , н у ж н о п р е ж д е в се го д о ко п а ть ся д о ко р н я
п р о б л е м ы . К он сул ьти р уя к о м п а н и и , м ы о б ы ч н о пред -
л агаем и х с о тр у д н и ка м з а п о л н и т ь анкету, о ко т о р о й
рассказы вал и в начал е статьи, и п о д в о д и м и т о ги . Чем
б ол ьш е л ю д е й уча ствуе т в о п р о с е , гем лучш е.
П осле т о го к а к р у ко в о д с тв о я сн о у в и д и т все слабы е
места о р га н и за ц и и , м о ж н о п р е д п р и н я ть ряд д е й стви й
(в о в р е зке « У к р е п л е н и е о с н о в : п о л е зн ы е п р и е м ы »
п р е д л о ж е н ы 15 в е р о я тн ы х д е й с тв и й , хотя в а р и а н то в
д е с я т к и ). Все о н и н а п р а в л е н ы на у с и л е н и е о д н о го
и л и более и з 17 о с н о в н ы х ф а кто р о в эф ф е кти в н о сти
О р га н и з а ц и и . В з я в ш и с ь , н а п р и м е р , « у п о р я д о ч и т ь
и у п р о с т и т ь процесс п р и н я т и я р е ш е н и й » , вы м ож ете
о д н о в р е м е н н о у л у ч ш и т ь п о л о ж е н и е дел н а д вух н а -
п р а в л е н и я х — в н а ш е м с п и с ке эти ф а кто р ы опред ел е-
ны сл е д ую щ и м о б р а зо м : « К а ж д ы й х о р о ш о п о н и м а е т,
за ка к и е р е ш е н и я и д е й ств и я несет о тв е тств е н н о сть»
(п у н к т 1) и « П р и н я ты е р е ш е н и я , к а к п р а ви л о , не п о д -
в е р га ю т с о м н е н и ю и не П ересм атри ваю т» (п у н к т 3).
Ценообразование, например, строилось по затратному
принципу и зависело не от ситуации на рынке,
а от мнения плановиков из головного офиса.
т о ч н у ю и н ф о р м а ц и ю о т о м , в о ч т о о б о й д е тся б а н к у
п р е д п о л а га е м а я сд ел ка. Т огд а ж е б ы л и р а зр а б о та н ы
о б щ и е ста н д а р ты и м е то д ы о т ч е т н о с т и д л я всех в и -
д о в б а н к о в с к и х о п е р а ц и й , ч то б ы и о п е р а ц и о н и с т ы ,
и а н а л и т и к и , п р и н и м а я р е ш е н и я , р уко во д ство в ал и сь
о д н и м и и т е м и ж е д а н н ы м и и к р и т е р и я м и . К о гд а
ка ж д а я с то р о н а р а зоб рал ась в раб оте д р у го й , м е ж д у
н и м и н а л а д и л о сь со тр уд н и че ств о , ч то п о ш л о на п о л ь-
зу б а н к у в це л о м . И ко н е ц год а не п р и н о с и л б ол ьш е
р у ко в о д с тв у н е п р и я т н ы х с ю р п р и з о в .
Программа перестройки
З о н ы о т в е т с т в е н н о с т и , и н ф о р м а ц и о н н ы й о б м е н ,
с и с те м а с т и м у л о в и о р гс т р у к т у р а — м е ж д у э т и м и
ч е т ы р ь м я с т р у к т у р н ы м и э л е м е н т а м и с у щ е с т в у е т
с л о ж н а я связь. К огд а не ясно, к т о за ч т о о твечает, не
т о л ь ко п а р ал и зуе тся пр о ц е сс п р и н я т и я р е ш е н и й , но
и приостанавл ивается о б м е н ин ф о рм а ц и е й , наруш ает-
ся связь м е ж д у х о р о ш е й р а б о то й и в о зн а гр а ж д е н и е м .
Л ю д и н а ч и н а ю т иска ть об ход ны е п у т и , ч т о подры вает
в е р ти ка л ь у п р а в л е н и я . И з-за д е ф и ц и та и н ф о р м а ц и и
п р и н и м а ю т с я о ш и б о ч н ы е р е ш е н и я , у л ю д е й м а л о
в о з м о ж н о с те й д л я ка р ь е р н о го роста, подр а зд е л ен и я,
о т го р а ж и в а я с ь о т о ста л ьн ы х, н а ч и н а ю т ж и т ь св о е й
ж и з н ь ю . Ч то со всем э ти м делать?
К о н е ч н о , в ы не с та н е те з а кл а д ы в а т ь псе 15 м е р
в о д н у п р о гр а м м у п е р е с тр о й ки . Ч ащ е всего ко м п а н и и
о гр а н и ч и в а ю тс я п я тью -ш естью , на больш ее у н и х нет
н и с р е д с тв , н и п о р о х а . К а к м ы у ж е п о д ч е р к и в а л и ,
первоочередная задача — че тко о че р ти ть зоны ответст-
ве н но сти и нал ад и ть сво б о д ны й и н ф о р м а ц и о н н ы й о б -
м ен, а у ж е п о то м сто и т д о п о л н я ть эти меры реф орм ой
систем ы сти м у л и р о в а н и я и о р гс тр у кту р ы .
Ч тоб ы ко м п а н и я м б ы л о п р о щ е разобраться в своих
проблем ах и спл ан ировать м а кси м а л ьн о эф ф ективную
п р о гр а м м у с о в е р ш е н с т в о в а н и я , м ы со зд а л и и н т е р -
а к т и в н у ю м о д е л ь к о р п о р а т и в н ы х п р е о б р а з о в а н и й
и и сп о л ьзуе м ее н а р я д у с а н к е т о й . Речь и д е т о в и р -
туа л ьн о й « п р и м е р ке » ра зн ы х эл ем ентов реф о р м ы —
это т м етод п о зво л я ет уви д е ть, ка ко е средство л у ч ш е
всего п о д хо д и т д л я и с ко р е н е н и я застарелы х пр о б л е м
ваш ей к о м п а н и и (см . в р е зку « П е р е стр о й ка о р га н и з а -
ц и и : тест-драйв»).
Ч тоб ы вы л уч ш е пр е д ста в и л и себе весь пр о ц е сс о т
н ачал а д о ко н ц а — о т за п о л н е н и я д и а гн о с т и ч е с ки х
а н к е т д о о п р е д е л е н и я с т р а т е ги и п е р е с т р о й к и , о б р а -
ти м ся к о п ы т у ведущ ей стр а хо во й ко м п а н и и , к о т о р у ю
м ы на зо в ем G o o d w a rd Insurance. G o o d w a rd за н и м а л а
си л ьн ы е п о з и ц и и на р ы н ке , у нее б ы л б ол ьш ой резерв
ка п и та л а , ста б и л ьн ы е д о хо д ы , ко л и ч е с тв о кл и е н т о в
6 4
Harvard B u sin ess Review — Россия
С ен тябрь 2 0 0 8
hbr-russia.ru
предыдущая страница 65 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн следующая страница 67 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст