Чтоб ск азк у с д е л а ть бы лью
Т о гд а -то и с та л о я сн о , в к а к о й о г р о м н о й с те п е н и
вы п о л н е н и е п л а н о в за ви си т о т ч е тко го распределения
о тве тств е нно сти за р е ш е н и я и о тл а ж е н н о го обм ена и н -
ф орм ацией. К эти м ф акторам относятся первы е восем ь
п у н к т о в н а ш е го с п и с ка , а к с т р у к т у р е — то л ь ко гр и
и з 17, п р и ч е м и х н а д о и с ка ть в ко н ц е с п и с ка , на чи н ая
с п у н кт а 13. Р а ссм о тр и м первы е п я ть ф а кто р о в.
1 .
К а ж д ы й х о р о ш о п о н и м а е т , за к а к и е р е ш е н и я
и д ействия он сам несет о тветств енность. В ко м па ни ях,
ко торы е ум е ю т т о ч н о вопл ощ ать у тв е р ж д е н н ую страте-
ги ю , с этим согласен 71% со тр уд н и ко в , а там , где пл ан ы
чащ е всего остаю тся л и ш ь на б ум а ге , — всего 32%.
О б ы ч н о п у та н и ц а с тем , к т о за ч т о отвечает, нараста-
е т н о м ере взро сл е н и я ко м п а н и и . М ол од ы е о р га н и за -
ц и и о б ы ч н о ж и в у т п о п р и н ц и п у «хочеш ь ж и т ь — ум е й
вертеться»; им н екогд а уто ч н я ть названия д о л ж но сте й
и д о л ж н о стн ы е ф у н кц и и . Д а и зачем? В м ал енькой ко м -
п а н и и все на виду. И ка ко е -то время дела и д ут неплохо.
Н о к о м п а н и я р а зрастается, р у ко в о д и т е л и п р и х о д я т
и у х о д я т — к а ж д ы й с о с в о и м и п р е д с т а в л е н и я м и
о т о м , к а к все д о л ж н о б ы ть . П р о ц е с с п р и н я т и я р е -
ш е н и й ус л о ж н я е тс я . С та н о в и тся все тр уд н е е п о н я ть ,
где з а к а н ч и в а ю т с я п о л н о м о ч и я о д н о го н а ч а л ь н и ка
и н а ч и н а ю тс я — д р у го го .
Гл об ал ьн о й к о м п а н и и , п р о и зв о д я щ е й п о тр е б и те л ь-
с ки е то в а р ы д л и те л ь н о го п о л ьзо в а н и я , э то о т кр ы ти е
д а л о с ь не п р о с т о . В у п р а в л е н и и та м ц а р и л т а к о й
р а зн о б о й , в св о и х р е ш е н и я х р у ко в о д и те л и та к часто
п р о т и в о р е ч и л и д р у г д р у гу , что , пол учал ось, н и к т о по-
на сто ящ е м у не о твечал за пр и б ы л ьн ость, кр о м е ге н д и -
р е кто р а . К о м п а н и я бы ла разбита п о видам п р о д у кц и и
н а 16 п о д р а з д е л е н и й , о б ъ е д и н е н н ы х в т р и р е г и о -
н а л ьн ы е гр у п п ы : се в е р о а м е р и ка н скую , е в р о п е й с ку ю
и м е ж д у н а р о д н у ю . У к а ж д о го п о д р а зд е л е н и я б ы л и
с в о й п л а н и б ю д ж е т , н о за р а с х о д о в а н и е м ср е д ств,
н а п р и м е р на и с с л е д о в а н и я и р а з р а б о т к и , сл е д и л и
ф инансисты и з го л о в н о го оф иса. И реш ения, пр и н яты е
гл авам и п о д р а зд е л е н и й и р е ги о н а л ь н ы х гр у п п , оче н ь
ча сто о тм е н я л и сь ц е н тр о м . Н ачал и расти н а кл ад ны е
расходы : подразд ел ения, чтобы ц е н тр у не к чем у бы ло
О наших данных
М ы оценивали о рга ни за -
ции. предлагая их сотруд н и -
кам заполнить эл ектронную
д и а гно сти че скую анкету
из 19 вопросов (17 иэ них ка -
саю тся р аб очего процесса,
а два — его результатов).
П рим енил к д анны м
каж д ой ком п ан и и м отод
р е гр е сси о н н о го анализа,
мы вы являли кор р ел яц и ю
17 ф акторов со свои м к р и -
терием эф ф ективности
о рга н и за ц и и — этим
кри те р и ем стал п о л о ж и -
тельны й ответ на такое
утв е р ж д е н и е : «Важные
реш ения стр а те ги чо ско го
и о п е р а ти в н о го характера
б ы стр о претворяю тся
в ж изнь». Далее мы р а с п о -
лож ил и ф акторы в поряд ке
зна чи м о сти — в соотвотст-
иии с тем. в скол ьких
ко м п а н и я х тот или иной
ф актор показал сущ е с тв е н -
ную кор р ел я ц и ю с наш им
кри те р и ем успе ш но сти
п р и д р а гь ся , н а н и м а л и н о в ы х л ю д е й , то л ько что б ы те
уб ед ител ьно о б о сн о в ы в а л и и х п р о е к т ы .
Д ел о че д вигал ось с м ертвой т о ч к и , п о ка подразделе-
ни я торговались с ф у н кц и о н а л ь н ы м и отделам и центра,
а у н а ч а л ь н и ко в к а ж д о го у р о в н я б ы л и с в о и со о б р а ж е -
н и я п о л ю б о м у вопросу. С о тр у д н и ки ф ун кц и о н а л ь н ы х
отд елов са м и х п о д р а зд е л е н и й , с ка ж е м , ф и н а н со вы е
а н а л и ти ки , д е р ж а л и н о с п о ве тр у и о р и е н ти р о в а л и с ь
на м н ен и е л ю д е й и з го л о в н о го оф иса, а не на м н е н и е
с в о е го в и ц е -п р е зи д е н та . Л а р ч и к о ткр ы в а л с я п р о сто :
п о в ы ш е н и я м и и п р е м и я м и ведали в ш та б -кв а р ти р е .
С поры вообщ е м о г реш ать то л ь ко ге н д и р е кто р или е го
зам ы . П роб л ем ы р о сл и с л о в н о с н е ж н ы й ко м , м еш ая
ко м п а н и и но р м а л ьн о работать, п о ка не приш ел новы й
ге н е р а л ьн ы й д и р е кто р .
О н со ср е д о то чи л ся не стол ь-
к о на ко н тр о л е затрат, ско л ь ко
н а р о с т е п р и б ы л и , д л я ч е го
задал п о д р а зд е л е н и я м но в ы е
о р и е н ти р ы — н у ж д ы п о тр е б и -
телей. О тве тств е н н о сть за п р и -
бы ль ге н д и р е кто р во зл о ж и л на
под разд ел ения и р азреш ил им
п р и в л е ка ть к своей раб оте сп е -
ц и а л и с то в и з ш та б -кв а р т и р ы
(вд о б а во к и м д а л и б ол ьш е св о -
бод ы в ф о р м и р о в а н и и св о е го
б ю д ж е та ). И зм е н и л и с ь п о л н о -
м о чи я и р ол ь ф ун кц и о н а л ьн ы х
(интервал доверия — 90% ).
Н аконец, м ы п ро и н д охе и .
р оваяи результат (п о 100-
балльмой ш кало) Глав-
ны й ф октор — «Каж ды й
хо ро ш о поним ает, за какие
реш ения и доистпин несет
о тв е тс тв е н н о с ть -—
показал значительную
по л ож и тел ьную ко р р е л я -
цию с наш им критерием
ж и зн есп о со б но сти о 75 иэ
31 набора данны х, набрав
81 балл
6 0
Harvard B u sin ess Review — Россия і С ен тябр ь 2 0 0 8
hbr-russia.ru
предыдущая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн следующая страница 63 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст