Чтоб с к а зк у сд ел ать б ы л ью
ч е м т ы с я ч е к о м п а н и й , го с у д а р с т в е н н ы х а ге н т с т в
и н е ко м м е р ч е с к и х о р га н и з а ц и й 50 с л и ш н и м стр а н .
Т р и и з ка ж д ы х п я ти к о м п а н и й , п о м н е н и ю и х сотруд -
н и ко в , работаю т « та к себе»: на во п р о с, б ы стро л и п р е -
тв о р я ю тся в ж и з н ь ва ж н ы е стр а те ги ч е с ки е и рабочие
п л а н ы , б о л ь ш и н ств о о тв е ти л о « не т» .
Р е а л и за ц и я с т р а т е ги и — э то р е зул ьта т т ы с я ч р е -
ш е н и й , ко то р ы е е ж е д н е в н о п р и н и м а ю т с о тр у д н и ки .
А о н и д е й с тв у ю т в с о о т в е т с т в и и с т о й и н ф о р м а ц и -
ей, ко т о р о й распол агаю т, и л и ч н ы м и и н те ре са м и . За
т о вр е м я, ч т о мы за н и м а е м ся ко н с у л ь ти р о в а н и е м —
м ы п о м о г л и б о л е е ч е м
250 п р е д п р и я т и я м п о в ы -
с и т ь э ф ф е к т и в н о с т ь ,—
н а м уд а л о сь в ы я в и ть р ы -
ч а ги , пользуясь ко то р ы м и
р у к о в о д и т е л и м о г у т д о -
б и в а ть с я н у ж н о г о и м о т
с о т р у д н и к о в . Ч то б ы к о м -
п а н и я работала о п ти м а л ь -
н о с т о ч к и зр е н и я с в о и х
цел ей, н у ж н о ч е тко о п р е -
д е л и т ь с ф е р ы о т в е т с т -
в е н н о с т и и п р а во п р и н и -
м а ть р е ш е н и я , н а л а д и ть
и н ф о р м а ц и о н н ы й о б м е н ,
в ы с т р о и т ь г р а м о т н у ю
си сте м у с ти м у л и р о в а н и я
и и зм е н и ть структуру. Э то
те че ты ре стол па, на к о т о -
р ы х с т о и т лю баа сил ьная
о р га н и за ц и я .
С т р е м я с ь к л у ч ш и м
п о к а з а т е л я м , п р е д п р и я т и я о б ы ч н о п е р в ы м д е л о м
б р о са ю тся р е ф о р м и р о ва ть ш та тн у ю с т р у кт у р у — к о -
р е н ь все х п р о б л е м о н и в и д я т в ее н е со в е р ш е н ств е ,
а з н а ч и т , ее и зм е н е н и е ка ж е т с я и м с а м ы м о ч е в и д -
н ы м в ы х о д о м из п о л о ж е н и я : резул ьтаты н а гл я д н ы
и к о н к р е т н ы . В ц е л о м , п о д о б н ы е м е р ы п о з в о л я ю т
ч т о -т о б ы с тр о п о д п р а в и т ь п о м е л о чам , н о п р и этом
у с т р а н я ю т с я ско р е е с и м п т о м ы б о л е з н и , н е ж е л и ее
п р и ч и н ы . Д а , на в р е м я , н а в е р н о е , ста не т л у ч ш е , н о
через н е с ко л ь ко л ет ко м п а н и и , к а к п р а в и л о , о ка зы в а -
ю тся га м , где начали. М од ернизац ия о р га н и за ц и о н н о й
с т р у к т у р ы м о ж е т и д о л ж н а б ы т ь ч а с т ь ю п р о ц е сса
со в е р ш е н ств о в а н и я , н о п р и л ю б о й п е р е с т р о й ке это,
скорее, д о в о д ка ,о тд е л о ч н ы е ра б о ты , а не укр е п л е н и е
ф ун д а м е н та. Судя п о н а ш и м иссл ед ованиям , гр а м о т-
ная п о л и т и к а в т а к и х в о п р о са х, к а к р а з гр а н и ч е н и е
п о л н о м о ч и й и о б м е н и н ф о р м а ц и е й , куд а в а ж н е е —
и м еры , п р е д п р и н я ты е на э ти х н а п р а в л е н и я х, п о ч ти
вдвое эф ф ективнее всех о ста л ьн ы х (с м . в р е зку «В а ж -
н е й ш и е усл овия р е а л и за ц и и с тр а те ги и » ).
П ри ве д ем в п р и м е р гл о б а л ь н у ю к о м п а н и ю — п р о -
и звод и тел я ф асованн ы х то в а р о в , ко то р а я начал а ре-
о р га н и за ц и ю в ко н ц е 1990-х (в п р и м е р а х мы и зм е н и л и
некоторы е детали). Р уководство, недовольное ф инансо-
вы м и результатами, п о ступ и л о та к, ка к тогда поступал и
все: р е ф о р м и р о в а л о о р гс тр у кту р у . В уп р а в л е н ч е с ко й
и е р а р х и и у с тр а н и л и н е с ко л ь ко с ту п е н е й , о с та в ш и м -
ся р у к о в о д и т е л я м д а л и б о -
л е е ш и р о к и е п о л н о м о ч и я .
Р асходы на за р п л а ту м енед -
ж е р о в б ы с т р о с о к р а т и л и с ь
на 18%. Н о восем ь л ет спустя
все ве р нул о сь на к р у ги своя.
Д и к в и д и р о в а н н ы е ад м и н и-
с т р а т и в н ы е у р о в н и к а к -т о
во сста н о в и л и сь , а сф еры о т -
в е тс тв е н н о с ти сузи л и сь . С о-
с р е д о т о ч и в ш и с ь т о л ь к о на
с т р у к т у р е , р у к о в о д с т в о б о -
ролось с о ч е в и д н ы м и следст-
в и я м и н и з к и х ф и н а н с о в ы х
п о ка за те л е й , т а к и не з а т р о -
н у в ко р е н ь п р о б л е м ы — то,
к а к л ю д и п р и н и м а л и р е ш е -
н и я и к а к с н и х за эти реш е-
н и я сп р а ш и в а л и .
П р и с л е д у ю ш е й п о п ы т к е
а д м и н и с т р а ц и я п о ш л а д а л ь -
ш е: о за б о ти л а с ь те м , к а к ис-
п ол н яю тся п р и н я ты е пл ан ы , а не стала иска ть способы
с о кр а щ е н и я и зд е р ж е к. П о х о д у д ела д о к о п а л и с ь д о
п о д л и н н ы х и с т о к о в н е у д о в л е т в о р и т е л ь н ы х р е зул ь -
татов. Р уко в о д и те л и д о в о л ь н о с м у т н о пред ставл ял и
себе свои роли и об язанн ости. О н и не п о н и м а л и , когд а,
в к а к и х и м е н н о сл уча я х р е ш е н и я д о л ж н ы о ста в а ть -
ся за н и м и . Н е б ы л о п р я м о й с в я зи м е ж д у р а б о то й
и в о зн а гр а ж д е н и е м . Р уко в о д ств о к о м п а н и и к о н т р о -
л и р о в а л о все д о м е л о чей , к р и т и ч е с к и р а ссм атривал о
к а ж д о е р е ш е н и е и л и п р е д л о ж е н и е с о т р у д н и к о в ,
а п р о б л е м у разд ел ени я п о л н о м о ч и й п о ч е м у -то у п ус-
ка л о и з ви д у. М е н е д ж е р ы с р е д н е го зв е н а т р а т и л и
40% своего врем ени на то, чтобы обосновать, утверд ить
п л а н и о тч и та ть ся пе р ед в ы ш е с то я щ и м и , и л и на то,
ч то б ы п р и д и р ч и в о р а ссм о тр е ть ка ж д о е т а кти ч е с ко е
ре ш е н и е сво и х п о д ч и н е н н ы х .
Важнейшие условия
реализации стратегии
К огда ком пан и и не удается пр ов о д и ть о ж и зн ь свою
стратегию , руко вод и те л и обы чн о первы м и берутся
за рео р ган и за ци ю . Но. как показы вает наш е
исследование, начинать надо с д р у го го — четко
опре д е л и ть, кто за ч то отаечаот, и пр осл е д и ть за тем.
чтобы инф орм ация п оступал а туда, где она нуж на . Если
это сделать, станет ясно, как изм енять о р гс тр у кту р у
и си сте м у стим ул ирования
И нф ормация
54
П олном очия
С тим улирование
О р гстр уктур а
С равнительная зн ачим ость
(по 100-балльной ш кала)
Гэри Н илсон (C ary L. N eilson; [email protected] bah.com ) — старш ий вице-президент Booz & C om pany (Ч икаго), консал-
тин го во й ф ирм ы , спец иал изирую щ ейся на вопросах управл ен ия; од и н из авторов статьи «В раж дебно-пассивная
организация» («H BR — Россия», март 2006 года). Карла М ар ти н (Karla L. M a rtin ; m [email protected] bah.com ) — директор
Booz & C om pany (С ан-Ф ранциско). Э лизабет П ауэрс (Elizabeth Powers; pow [email protected] bah.com ) — директор Booz
& C om pany (Н ью -Й орк).
5 8
Harvard B usin ess Review — Россия l С ен тябрь 2 0 0 8 і hbr-russia.ru
предыдущая страница 59 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн следующая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст