Ч б Л 1 1 Ш 1 С Щ 1 н ы £ ^ :
А я о тв е ча ю — не надо, п усть л ю кс
д е л а ю т немцы» л учш е созд адим м а-
ш и ну, которая буд ет хо р о ш о пр о д а -
ваться в А зи и , на Б л и ж н е м В остоке.
П р о с ту ю , к а к « Н и в а » : п о м н е, так
над о ее соверш енствовать — пусть
это будет « р усски м направл ением ».
К а к то по р .
Вы рассказы вали про генетику
продукта. Зачем она, если можно
просто заказать дизайн за грани-
цей — у людей, которые как раз
им много лет занимаются?
Д а , м н о ги е п о к у п а ю т д и за й н ф и р -
м е н н о го стиля в А н гл и и . Н о о н и п р и -
о б р е та ю т ч у ж о е м и р о в о с п р и я ти е ,
чуж ое о тн о ш е н и е к д ействительнос-
ти . П од о й д е т л и это н а м — вопрос.
С ейчас я м н о го в р е м е н и п р о в о ж у
в России и виж у, что м н о ги е н а чи н а -
ю т п о н и м а ть это. П риехал и англ ича-
не в р о сси й скую ко м п а н и ю , ч то -то
п о см о тр е л и , за п и са л и , зарисовал и,
уехал и и п р и с ы л а ю т д и за й н . Н аш и
с м о тр я т и го в о р я т: кр а си в о , ко н е ч -
но, вот только это не м ы . М ы л а пти ,
а э то ка л о ш и ка ки е -то . А н гл и ч а н е
I
го в о р я т: н у к а к ж е, вы ведь хо ти те
ка л о ш а м и стать? Н е т-н е т, м ы все-
та ки л а п т и .
.. Э то д р уга я кул ьтура,
ее н а д о а д а п т и р о в а т ь , п о д го н я т ь
б рэн д . В ко н ц е к о н ц о в р о с с и й с ки й
п о тр е б и те л ь во о б щ е о ч е н ь с п е ц и -
ф и ч е ски й .
Это слова не дизайнера, а скорее
маркетолога.
..
П о ч е м у ж е. М ы го в о р и м о ф и л о со -
ф ии п р о д укта . Х оти те расскаж у, ка к
я работал в T oyota? З в о н я т м н е из
ц е н тр а л ьн о го оф иса: н у ж н о сделать
м одель д л я К ан а д ы . А с и ж у я, м еж -
д у п р о ч и м , в И та л и и . З н а ч и т, над о
о тп р а вл яться в Канаду. Еду на семь
д н е й — б о л ьш е не д а ю т к о м а н д и -
р о вку. То есть я д о л ж е н за неделю
п о н я т ь ц е л у ю с тр а н у . П р и е з ж а ю
о б р а т н о , п р и в о ж у ф о т о гр а ф и и ,
веш и каки е-то. С обираем ся с д и за й -
не р а м и , и я и м д о л го рассказы ваю
п р о К ан а д у: ка ка я там п о го д а , снег,
ка ки е д о р о ги , л ю ди .
И на что вы смотрите в Канаде?
В п е р в ую очеред ь о б щ а ю сь с те м и ,
к т о б уд е т е зд и ть на н а ш е й м а ш и -
не. П о т о м — с те м и , к т о ста не т ее
о б с л у ж и в а ть — о н и о ч е н ь м н о го е
м о гу т рассказать о потреб ител е.
А как же дизайн, красота?
К р а с о та — э т о 5% м о е й р а б о ты .
Л ю б о й н о р м а л ь н ы й д и з а й н и д е т
о т н у ж д человека, а не о т кр а со ты .
Давайте вернемся к вашим методам
проверки coolness. Вы всегда
стараетесь потрогать модель
руками. Зачем?
З а к р о й т е гл аза и п р о в е д и те па л ь-
цем п о тел еф ону. Здесь в«»! за д е р -
ж а л и сь — т у т по ве р хно сть гладкая,
а та м ш е р ш а в а я . Э ти о щ у щ е н и я
о ч е н ь ва ж н ы . Если на п оверхности
а в т о м о б и л я в м я т и н к а , э т о с р а зу
видно. Когда я гл а ж у объ ект, важ но,
чтобы м оя р ука н и гд е не о ста н о ви -
лась — если это п роизойд ет, значит,
там ч то -то не та к. Н а та кт и л ь н о м
ур о вн е это ощ ущ ается острее, чем
на в и з у а л ь н о м . Т а к и м и т е с т а м и
проверяется у р о в е н ь качества. П о -
греш ность в ф орме, ко то р ую я чувст-
вую , пр о в о д я р у ко й п о м а ш и н е , —
назовем ее в м я т и н ко й — бросается
в глаза. В о л ь н о -н е в о л ь н о че л о в е к
на н е й ко н ц е н т р и р у е т с я , а через
какое-то врем я она н а чи н ае т е го бе-
сить. Если в первы е п я ть се кун д во
внеш нем о б л и ке объ екта вас что-то
тр е в о ж и т, зн а чи т, о н неидеален.
Какие ещ е критерии предъявляете?
Естественность. Д о с ти ч ь ее удается
д а л е ко не всегда. С ам олет S tealth —
красивая ш тука , н о неестественная,
ка ка я -т о и н о п л а н е т н а я . Глядя на
вещ ь, я всегда задаю себе о д и н прос-
той во п р о с: с м о г бы я ж и т ь рядом
с н е й и к а к д о л го ? Э то о ч е н ь ва ж -
н ы й к р и т е р и й , о к о т о р о м н еред ко
за б ы в а ю т. Б ы в а ю т о ч е н ь м о д н ы е
оф исы : суп е р ха й те к, б е то н , стекло.
П ри хо д и ш ь , первое о щ ущ е н и е : да,
ребята зд о р о в о в л о ж и л и с ь . Через
час дум аеш ь: что-то холодно. П отом
это н а ч и н а е т раздраж ать. А теперь
поставьте себя на м есто л ю дей, ко то -
рые там работаю т, — это ж е уж ас!
Хорошо, я понял, что идеи можно
черпать из вечного. А откуда брать
вдохновение?
Л и ч н о д л я м еня в а ж н о н а й т и свое
м есто. Раньш е у м еня бы л в М оскве
л ю б и м ы й бар, се й ча с е го за кр ы л и .
Я п р и х о д и л туд а, за ка зы ва л ч а ш ку
коф е, в кл ю ч а л м у з ы к у и раб отал.
Т ам в се гд а с о б и р а л и с ь п р а в и л ь -
н ы е л ю д и — тв о р ч е с ки е , веселы е,
о б р а зо в а н н ы е . О н и р а сска зы ва л и
ка к и е -т о и с т о р и и , ч то -то о б с у ж д а -
л и . С р е д а — о ч е н ь в а ж н о е у с л о -
вие д л я в д о х н о в е н и я . Ещ е м о ж н о
у е д и н и т ь с я , у е х а т ь к у д а -н и б у д ь
в лес, п р и х в а т и в о б ъ е кт, н а д к о т о -
р ы м п р е д с то и т р аб отать.
Кстати, а бы вает, что объект вам
несимпатичен?
С л у ч а е т с я . М н е , н а п р и м е р , не
н р а в и тс я п ы л е со с. Ещ е я н е н а в и -
ж у к у в ш и н . А м н е г о в о р я т , ч т о
я д о л ж е н сделать д и з а й н ку в ш и н а .
Е стественно, в д о х н о в е н и я — нол ь.
И т о г д а я с т а в л ю п е р е д с о б о й
это т п р е с л о в у т ы й к у в ш и н и н а ч и -
н а ю д у м а ть : н у о н ведь не т а к у ж
и п л о х , у н е го к у ч а д о с т о и н с т в —
о н п р о с т о й , ф у н к ц и о н а л ь н ы й ,
к р е п к и й . А ведь в э т о м вся со л ь!
Н а д о у б е д и т ь се б я , ч т о и з в с е го
это го м о ж н о сделать конф етку. Д ля
м еня л у ч ш и й п о ка за те л ь х о р о ш е й
работы , это когд а че л о в е к го в о р и т:
м н е эта ве щ ь не н у ж н а , я д а ж е не
п о н и м а ю , ч т о м н е с н е й д е л а ть ,
н о .
.. я ее все р а в н о х о ч у ! В о т это
я и н а зы в а ю c o o l.
^
Нормальный дизайн идет от нужд
человека, а не от красоты.
54 Harvard B u sin e ss Review
Россия
С ен тябрь 2 0 0 8 i hbr-russia.ru
предыдущая страница 55 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн следующая страница 57 Harvard Business Review Russian 2008.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст