P ixa r: си л а к о л л е к т и в н о го тв о р ч е с тв а
создания фильмов — я еще об этом подробно расска-
жу). Если советы фонда не спасают, мы иногда рас-
ширяем съемочную команду — вводим в нее нового
сценариста или сорежиссера, который владеет необхо-
димыми навыками или может помочь усовершенство-
вать творческие процессы.
Каким должен быть наш режиссер? Прежде всего,
конечно, — мастером своего дела: он должен уметь
так рассказать историю, чтобы из нее получился пре-
восходный фильм. Л для этого нужно увидеть картину
целиком — так, чтобы тысячи идеи гармонично вплета-
лись в ткань повествования, а затем — точно сформули-
ровать задания для технической команды. Режиссеры
должны предоставлять коллегам всю информацию,
необходимую для правильного выполнения задании,
но не диктовать им, как рабо-
тать. Каждому члену команды
нужно предоставить свободу
для творчества — даже самую
крошечную задачу все должны
решать самостоятельно.
Хорошие режиссеры не толь-
ко сами обладают превосход-
ными аналитическими навы-
ками, но и умело используют
аналитические способности
и опыт своих подчиненных.
Они умеют слушать, для них
важно уяснить логику каждой
идеи. Они рады любым пред-
ложениям, от кого бы
ОНИ Н И
исходили, и самые удачные
всегда пускают в дело.
Культура коллегиальности
Наши сотрудники на всех уровнях всегда поддержива-
ют друг друга. Это отличает нас от большинства других
студий. В нашей компании все искренне стремятся
помочь друг другу выполнить свою работу на пять
с плюсом. Для нас девиз «Один за всех и все за одно-
го!» — не пустые слова. Именно поэтому у нас есть
«творческий фонд взаимопомощи», и поэтому же мы
ежедневно просматриваем готовые материалы.
Творческий фонд взаимопомощи. В этот фонд вхо-
дят Джон и еще восемь человек: Эндрю Стэнтон, Брэд
Берд, Пит Доктер, Боб Петерсон, Бренда Чапмен, Ли
Энкрич, Гари Ридстром и Брэд Льюис. Когда режиссеру
или продюсеру нужна помощь, они встречаются с пред-
ставителями фонда (и другими сотрудниками, которые,
по их мнению, могут помочь) и показывают свою ра-
боту. Затем все вместе часа два обсуждают, что и как
можно улучшить. Никто не думает о своих интересах.
Никто не сдерживается и не пытается быть вежливым.
И у нас все получается, ведь участники этих совещаний
уважительно и с доверием относятся друг к другу. Все
понимают: гораздо лучше услышать о проблемах от
коллег, пока еще есть время что-то исправить, чем
от зрителей, когда будет уже слишком поздно. Наш
фонд решает самые сложные вопросы, и я всякий раз
завороженно наблюдаю за его работой.
Затем режиссер фильма вместе со своей командой
думают, как воспользоваться полученными советами.
Рекомендации фонда вовсе не обязательно выполни I ь,
ведь у н е т, по сути, нет никаких полномочий. Это прин-
ципиальный момент. Осознание этого раскрепощает
членов фонда (они могут откровенно оценивать работу
коллег) и самого режиссера (он не боится обратиться за
помощью и внимательно относится к каждой рекомен-
дации). Мы не сразу пришли к такому формату. Когда
мы попытались создать подобный фонд в технической
РАСКРЕПОЩ ЕНИЕ
Ежедневно вынося
не суд коллег свою
незавершенную
роботу, люди
раскрепощ аются —
они ужо готовы
рисковать и пробовать
новое. Они понимают:
соверш енства с ходу
не добиться.
среде, то сначала у нас ничего не получилось. I) какой-
то момент я понял, почему: мы позволили членам
фонда принимать решения. Как только мы заявили:
«Пусть это будет просто встреча коллег», — эти соб-
рания стали гораздо более продуктивными.
А началось все с «Истории игрушек». Решая пробле-
мы, возникавшие при работе над фильмом, Джон, Энд-
рю, Ли и Джо очень сблизились — оказалось, что эти
на редкость талантливые люди гармонично дополняют
друг друга. В сложившейся атмосфере полного доверия
они вели ожесточенные споры: все понимали, что дело
не в личных взаимоотношениях, а в судьбе фильма.
Постепенно к обсуждениям примкнули люди из дру-
гих коллективов, и «творческий фонд» приобрел свой
теперешний вид: он стал сообществом киношников,
которые объединяются, чтобы помогать друг другу.
Ежедневные просмотры. Традиция коллективной
работы очень важна для нашей культуры, гем более
что она не сводится исключительно к помощи режис-
серам и продюсерам. Как я уже говорил, мы ежедневно
смотрим отснятые материалы, и члены съемочной
группы регулярно получают отклики на проделанную
работу. С этим методом Джои познакомился в Disney
64
Harvard Business Review — Россия
О ктябрь 2008
nbr-russia.ru
предыдущая страница 65 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн следующая страница 67 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст