P ixar: си л а к о л л е к т и в н о го тв о р ч е с тв а
предполагалось, что затраты на продолжение, так же
как и его качество, будут ниже, чем у первого фильма.
Однако мы быстро поняли, что не можем снижать план-
ку качества, и Disney с готовностью согласилась выпус-
тить «Историю нгрушек-2» в прокат. Получается, что
концепция изменилась, а художественное руководство
осталось прежним, и это создавало проблемы.
На начальном этапе работы над мультфильмом мы
готовим так называемую раскадровку (иллюстриро-
ванный сценарий фильма, нечто вроде комиксов),
а потом корректируем сюжет, диалоги и музыку.
Первые версии получаются очень грубыми, прибли-
зительными, однако они позволяют выявить неувязки,
которых поначалу всегда хватает. Мы старательно
редактируем раскадровку, и ее качество постепенно
улучшается. В случае с «Историей игрушек-2» все
вышло не совсем обычно: у нас была хорошая идея,
однако к началу анимационного процесса раскадровка
все еще не устраивала нас и ее качество не улучшалось.
Ситуацию усугубляло и то, что руководители и поста-
новщики никак не могли найти общий язык.
Наконец съемки «Приключений Флика» закончи-
лись, и Джон, Эндрю, Ли и Джо смогли взяться за «Исто-
рию игрушек-2». В тот момент проект был на такой
стадии, что завершить его можно было не раньше чем
через полтора года — да и то если сильно напрячься.
У нас же было всего восемь месяцев. Творческий
коллектив понимал, что от него но многом зависит
будущее компании, и все работали не покладая рук.
В итоге нам удалось уложиться в срок. Джон и его
команда буквально спасли фильм.
Как же у них это получилось? Слабое место фильма
было вовсе не в концепции — ее мы как раз сохранили.
Главного героя, игрушечного ковбоя Вуди, похищает
коллекционер, чтобы отправить его в японский музей
игрушек. В критический момент Вуди должен решить,
ехать в Японию или сбежать к Энди — мальчику,
которому он принадлежал. Всем ясно, что раз эго
фильм Pixar и Disney, то Вуди должен вернуться. Но
если можно так легко предсказать развитие сюжета, то
в нем не остается никакой загадки. Поэтому мы долж-
ны были заставить зрителя поверить: перед Вуди стоит
по-настоящему трудный выбор. Первые руководи тели
гак и не придумали, как это сделать.
А вот Джон, Эндрю, Ли и Джо решили проблему. Они
ввели в картину несколько сюжетных линий, чтобы
показать: игрушки могут чувствовать и бояться, как
люди. Одна из этих линий — история куклы Джесси,
девочки-ковбоя, которую вместе с Вуди должны от-
править в музей. Джесси с нетерпением ждет предстоя-
щего путешествия и объясняет Вуди, почему она хочет
поехать в Японию. Свою историю она рассказывает
зрителям в печальной песне «Когда она меня любила».
Оказывается, когда-то Джесси была любимой куклой
одной девочки, а потом хозяйка забыла про нее. Все
дети когда-то вырастают, жизнь меняется, поэтому
нельзя все время думать о прошлом, нужно смотреть
вперед. Зрители понимают, что это действительно так,
они видят, что Вуди должен сделать серьезный выбор,
и начинают ему сопереживать. Вот так
наша лучшая команда добавила фильму
недостающую изюминку.
Фильм «История игруш ек-2» был
высоко оценен критикам и и публи-
кой. Этот коммерчески успешный про-
ект стал важнейшей вехой в истории
Pixar и очень многому нас научил. Мы
тогда поняли, что люди важнее идей.
Посредст венная команда может загу-
бить даже самую прекрасную задумку,
а талантливая команда — улучшить
или зарубить на корню посредственную
задумку (в последнем случае она пред-
ложит новую гениальную идею).
После «Истории игрушек-2» мы усвоили еще один
урок: все наши фильмы должны быть одинаково качест-
венными — двойных стандартов быть не может. Все, кто
участвовал в создании картины, пожертвовали ради
нее очень многим. Мы заморозили остальные проекта
и часто просили людей работать сверхурочно, отчего
у них порой случались нервные срывы. Отвергая то,
что недотягивало до нашего эталона, даже если это
обходилось нам очень дорого — в прямом и перенос-
ном смысле, — мы дали всем понять, что никогда не
согласимся снизить планку, все, что мы создаем, должно
быть прекрасно. И речь не только о фильмах — и DVD,
и дополнительные материалы, и игрушки, и потреби-
тельские товары, связанные с нашими персонажами,
должны быть высочайшего качества.
Конечно, о ценности талантливых людей и высоких
стандартах любят рассуждать многие руководите-
ли — тут я, пожалуй, не оригинален. Однако многие
ли из них понимают, насколько важно создать среду,
в которой эти люди могли бы раскрыл,ся и плодотвор-
но сотрудничать, среду, в которой формировались бы
П о с р е д с т в е н н а я к о м а н д а
м о ж е т з а г у б и т ь П р е к р а с н у ю
з а д у м к у , а т а л а н т л и в а я —
у л у ч ш и т ь п о с р е д с т в е н н у ю
з а д у м к у .
62
Harvard Business Review — Россия i О ктябрь 2008 i hbr-russia.ru
предыдущая страница 63 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн следующая страница 65 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст