P ixa r: си л а к о л л е к т и в н о го тв о р ч е с тв а
полнометражный мультфильм, полностью смодели-
рованный на компьютере. За следующие 13 лет мы
сделали еще восемь картин («Приключения Флика»,
«История игрушек-2», «Корпорация монстров», «В по-
исках Немо», «Суперсемейка», «Тачки», «Рататуй»,
«ВАЛЛ И»), каждый из которых стал блокбастером.
В отличие от большинства других студии, мы не покупа-
ем сценарии или идеи фильмов у внешних авторов. Все
наши истории, миры и персонажи родились в стенах
компании. Кроме того, мы постоянно расширяем свои
технологические возможности и уже запатентовали де-
сятки изобретений в сфере компьютерной анимации.
Я не буду утверждать, что мы никогда не ошибаемся,
и не считаю, что своим успехом мы обязаны исклю-
чительно везению, — не настолько я самонадеян.
Наоборот, я убежден: все дело в том, как управлять
творческим коллективом и как решать проблемы.
Pixar — настоящее сообщество в прямом смысле этого
слова. Мы ценим продолжительные отношения и счи-
таем, что талант — это редкий дар. Вот наши основные
принципы: задача руководства не в том, чтобы не до-
пустить провала, а в том, чтобы обеспечить быстрое
восстановление коллектива после неудачи; руководи-
тели должны создать такую атмосферу, чтобы люди не
боялись говорить правду, нужно следить за тех«, чтобы
наши решения не противоречили культуре компании.
После того как в 2006 году мы слились с Walt Disney
Company, оказалось, что эти принципы вполне жизне-
способны и подходят не только нашей организации.
Сразу после заключения сделки генеральный директор
Disney Роберт Айгер попросил меня, креативного ди-
ректора Джона Лассетера и нескольких других руково-
дителей Pixar заняться возрождением Disney Animation
Studios. И у нас все получается! Окрыленный успехом,
я решил рассказать о своих правилах построения эф-
фективной творческой организации.
Что такое творческий процесс?
Многие считают, что творчество — это некое таинство,
в котором участвует только одни человек и в результа-
те которого рождается идея (нечто вроде: «Это будет
фильм об игрушках, или о динозаврах, или о любви»).
Однако в киноиндустрии — как и в других сферах, где
разработка продуктов представляет собой комплекс-
ный процесс, — в акт созидания вовлечено множество
людей: все вместе они решают миллионы сложнейших
вопросов и устраняют миллионы постоянно возника-
ющих проблем. Так что разработка основной концеп-
ции фильма — всего лишь одни этап в сложнейшем
процессе, длящемся 4— 5 лет.
На самом деле в каждой картине — десятки ты-
сяч идей. Они во всем: в каждой реплике, в каждой
интонации, в образах персонажей, в оформлении
сцен, фона, в расположении камер, в цветах, в осве-
щении, в ритме. И авторы этих идей — не только
режиссер и другие руководители проекта, но и все
200—250 членов команды, работающей над фильмом.
Творческие решения должны предлагать сотрудники
всех подразделений — как технических, так и худо-
жественных. Руководители анализируют эти предло-
жения и отбирают те, которые вписываются в общую
канву сюжета. Это невероятно трудная задача — нем го
вроде археологических раскопок: вы нс знаете, что
ищете и найдете ли что-нибудь вообще. За такую
работу даже страшно браться!
Впрочем, в нашем деле всегда должно быть хотя бы
немного страшно. Каждый раз, иля в кинотеатр, зри-
тели ждут чего-то нового — а это значит, мы должны
рисковать. Наше последнее творение — «ВАЛЛ-И» —
история любви роботов в постапокалиптическом
мире, заваленном мусором. А предыдущий фильм —
«Рататуй» — рассказ о французской крысе, мечтающей
стать шеф-поваром. Правда, необычные истории?
Принимаясь за эти картины, мы вовсе не были увере-
ны в успехе. Но поскольку наша задача — создавать
неожиданные сюжеты, мы просто взяли за основу
чью-то идею и решили попы гать счастья.
Чтобы работать, как мы, необходимо преодолевать ес-
тественное стремление минимизировать любые риски.
Но проще сказал», чем сделал*. В киноиндустрии, да и
не только в ней, инстинкт самосохранения часто застав-
ляет руководителей копировал» чужие удачные проек-
ты, вместо того чтобы создавать что-то новое. Именно
поэтому выходит так много практически одинаковых
фильмов. По этой же причине качество многих картин
РИСК
Н а ш и з р и т е л и ж д у т
от н а с ч е го -т о н о в о го
и н о о б ы ч н о го .
И от э т о го с т а н о в и т с я
п о -н а с т о я щ е м у
с т р а ш н о . Н о е с л и
р у к о в о д и т е л и
к о м п а н и и
не и с п ы т ы в а ю т с т р а х а ,
з н а ч и т , о н и п л о х о
р а б о т а ю т .
60
Harvard Business Review — Россия
О ктябрь 2008 1
hbr-russia.ru
предыдущая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн следующая страница 63 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст