и л п п г п .
HBR-Russia.ru
М
н е н и е
Полную версию статьи можйо прочитать
Д Ж О Н А Т А Н ГО С ЛИНГ ■
www.hbr-russia.ru
Wiki-модель для бизнес-школы
э
г
передовые компании давно привлекают
потребителем к разработке продуктов.
Почему бы и бизнес-школам не пойти по
этому пути? Они могли бы вместе со сту-
дентами создавать свои «банки знаний».
Продолжим сравнение с бизнесом.
Залогом надежного положения на рынке
становится постпродажное обслуживание.
Даже для промышленников это едва ли не
более значимая статья доходов, чем прода-
жи. Производителю авиадвигателей Rolls
Rpyce Engines, к примеру, сервисные конт-
ракты (их смысл в том, чтобы предложить
не просто продукт, а долговременные
рабочие отношения) приносят 54% выручки. Неудиви-
тельно: авиаперевозчикам нужны надежные самолеты,
и они предпочитают работать с компаниями, которые
предоставляют им постоянное обслуживание, а не просто
привозят двигатель в сборочной цех. Л в бизнес-школах
дело поставлено так, словно их назначение — только
продавать продукты: теории, программы, выпускников.
Методами работы школы напоминают старомодные
розничные банки, только вместо денег тут знания. Уче-
ные собирают опыт менеджеров и предпринимателей,
«конвертируют»* его, сводя к общим моделям и теориям,
«запирают п сейфы» журналов и книг, а затем продают
тем же практикам. Человек отправляется в школу за
знаниями гак же, как в ближайшее отделение банка — за
наличными. Дистанционное обучение — своего рода
банкомат: учебные материалы тут «выдает» интернет.
Знания становятся объектом дистрибуции: их отрывают
от практики, расфасовывают и отправляют потребите-
лю обычной или электронной почтой. Дистанционное
обучение предполагает, что студенты — даже опытные
управленцы — находятся на приличном расстоянии от
источника знаний, то есть от бизнес-школы.
Давайте отвлечемся и подумаем, откупа на самом деле
берутся знания. Оказывается, информацию, необходимую
руководителям, можно получил, в разных местах и раз-
ными путями, а настоящее обучение — процесс творчес-
кий, предполагающий постоянное взаимодействие всех
его участников» Исходя из того, что знание неразрывно
связано с практикой, можно создать модель бизнес-об-
разования, где упор будет делаться на личный, нефор-
мализованный опыт управленцев, «скрытые» знания.
Назовем это обучение «прямым». Именно
гак строится учебный процесс у мае в Центре
изучения лидерства Эксетерского универси-
тета. Студенты — все они работают менед-
жерами — сами составляют свои учебные
программы так, чтобы они соответспювали
их реальным управленческим ролям. К каж-
дому мы прикрепляем наставника, который
помогает осваивать обширную программу,
состоящую из весьма непростых предметов,
применять на практике теоретические мо-
дели, размышлять и анализировать, глубоко
во все вникать и совершенствовать навыки.
С помощью современных коммуникацион-
ных технологий мы сближаем преподавателей и управ-
ленцев. Правда, профессорам еше нужно научиться
пользоваться этими программами, а программистам —
приспособил, их под наши нужды.
Прнмсром для школ может стать интернет-энциклопедия
Wikipedia: ее чгггатели сами пишут и редактируют стала«,
такую модель применяет компания CoachingOurselves, ко-
торая помогает управленцам учиться на их же опыте. Ска-
жем, о том, что нравится клиентам, лучше знают сотрудни-
ки, которые их обслуживают. Поэтому CoachingOurselves
собирает вместе людей с самым разным опытом общения
с потребителями. Им задают провокационные вопросы,
устраивают мозговые штурмы. Полученная информация
ложится в основу теоретического курса. Руководители
SAP и Sasken отметили, что благодаря такой програм-
ме менеджеры стали лучше решать проблемы, чаще про-
являть инициативу и творчески подходить к работе. Их
опыт и идеи, в свою очередь, дают материал для курсов
CoachingOurselves. Менеджеры нс только самосовершен-
ствуются, но вносят вклад в обитую копилку знаний. Фак-
тически это рождение Web 2.0-версии бизнес-школ. Назо-
вем их wiki-школами. Если «прямое» обучение — новое
понимание бизнес-образования, го wiki — его новая мо-
дель. И «банк знаний» в таких бизнес-школах будет фор-
мироваться гораздо быстрее, чем сейчас
Джонатан Гослинг (Jonathan Gosling) — профессор,
директор Центра изучения лидерства Университета
Эксетера; автор нескольких книг, в том числе моно-
графии «Путь Нельсона. Уроки лидерства от великого
военачальника» (в соавторстве со Стефани Джонс).
I
2 8
H arvard B u sin e ss Review — Россия
О ктя б р ь 2 0 0 8
! hbr-russia.ru
НЛМЙЬ (ММ'ИИУПЯП OUdAW VHWV
предыдущая страница 29 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн следующая страница 31 Harvard Business Review Russian 2008.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст