С тр а те ги я м е стн ы х п р о т и в ч у ж а к о в
Международные конкуренты копируют их
тактику, но к тому времени местные уже вовсю
пользуются преимуществом первого хода.
о с н о в а н и я в 1998 го д у T e n c e n t п о с т о я н н о р а зв и в а е тся :
п о д а н н ы м н а 2 0 0 6 го д у н е е $ 3 75 м и л л и о н о в д о х о д а
и 220 м и л л и о н о в а к т и в н ы х по л ьзо ва те л е й (н а д о , правда,
и м е т ь в в и д у , ч т о у м н о г и х к и т а й ц е в в се ти б о л е е о д н о й
у ч е т н о й з а п и с и ), и э т и ц и ф р ы п р о д о л ж а ю т р а сти .
И н о гд а а д а п т и р о в а т ь п р о д у к т п о д м е с т н ы е н у ж д ы
о ч е н ь п р о с т о . Н а п р и м е р , с о з д а т ь т а к у ю у п а к о в к у ,
ч т о б ы п р о д у к т ста л д о с т у п н е е . Н а и н д и й с к о м р ы н к е
с р е д с т в у х о д а з а в о л о с а м и е м к о с т ь ю $ 5 0 0 м л н у к р е -
п и л а с ь к о м п а н и я U n ile v e r H in d u s ta n — о с н о в а н н о е
в 1933 го д у о т д е л е н и е U n ile v e r. С н е й н е о д и н д е с я то к
л е т с о п е р н и ч а ю т а м е р и к а н с к а я P r o c te r & G a m b le
и ф р а н ц у зс ка я L 'O ré a l, к о т о р ы м д о ста л а сь б о л ьш а я часть
г о р о д с к и х п о к у п а т е л е й . Х о т я в п е р е д и п о -п р е ж н е м у
H in d u s ta n U n ile v e r и P & G , з а н и м а ю щ и е , п о д а н н ы м
D a ta m o n ito r, 36% и 27% р ы н к а с о о т в е т с т в е н н о , и м не
д а е т р а с с л а б и ть с я м е с тн а я C a v in K a re с р ы н о ч н о й д о л е й
16%. Н о в и ч о к , п о я в и в ш и й с я в 1983 го д у , расф асовы вает
ш а м п у н ь в о д н о р а з о в ы е п а к е т и к и — э ту и д е ю о с н о в а -
те л ь к о м п а н и и п е р е н я л у с в о е го о т ц а и б р а тье в .
У п а к о в к и C a vin K a re у д о б н ы , п о т о м у ч т о п о зв о л я ю т и з-
б е ж а т ь ч р е з м е р н о го р а схо д а п р о д у к т а : в п а к е т и к е е г о
р о в н о с т о л ь к о , с к о л ь к о н у ж н о д л я о д н о г о м ы ть я го л о -
вы . М а л а я р а сф а со в ка делает ш а м п у н ь д о с т у п н ы м д л я
те х и н д и й ц е в , к о т о р ы е н е м о г у т п о з в о л и т ь себ е п о тр а -
т и т ь с я н а б о л ь ш о й ф л а к о н . C a v in K a re и з н а ч а л ь н о на -
ц е л и л а с ь н а с е л ь с к и х ж и т е л е й и м а л о о б е с п е ч е н н ы х г о -
р о ж а н , а и м н а д о 6i>uio е ш е д о к а з а т ь , ч т о м ы т ь го л о в у
ш а м п у н е м л у ч ш е , ч е м м ы л о м . Ч то б ы л ю д и п о п р о б о в а -
л и э т о т п р о д у к т , п р и ш л о с ь в в е с ти в с т р е ч н ы е п р о д а ж и
и с к и д к и . К о гд а ж е C a v in K a re в к у с и л а с л а д о с ть у с п е х а ,
H in d u s ta n U n ile v e r и P & G т о ж е н а ч а л и п р о д а в а ть ш а м -
п у н ь в п а к е т и к а х . Н о у C a v in K a re ц е н а о ка за л а с ь н и ж е ,
и б л а го д а р я э т о м у к о м п а н и я з а н я л а п о ч е т н о е тр е ть е
м е с то в И н д и и .
С т р о и т ь б и з н е с -м о д е л и , о б х о д я щ и е п р е п я т с т в и я .
М е ж д у н а р о д н ы е к о р п о р а ц и и ч а с т о с е т у ю т н а н е -
п р е о д о л и м ы е п р о б л е м ы — с т р у к т у р н ы е (н а п р и м е р ,
о т с у т с т в и е к а н а л о в с б ы т а ) и л и и н ф р а с т р у к т у р н ы е
(н а п р и м е р , о гр а н и ч е н н ы е т е л е к о м м у н и к а ц и и ). С о о б р а -
з и т е л ь н ы е м е с тн ы е к о м п а н и и с р а зу р а с п о з н а ю т о с н о в -
н ы е п р е п я т с т в и я н а с в о е м п у т и и ф о р м и р у ю т с т р а т е ги и
и х п р е о д о л е н и я и л и о б х о д а . К о н е ч н о , м е ж д у н а р о д н ы е
к о н к у р е н т ы п о т о м к о п и р у ю т и х т а к т и к у , н о к т о м у вр е -
м е н и м е с тн ы е к о м п а н и и у ж е в о в с ю п о л ь зу ю тс я п р е и м у -
щ е с т в о м п е р в о ю хо д а .
В К ггтае, к п р и м е р у , и з-за к о м п ь ю т е р н о г о п и р а т с т в а
м и р о в ы е л и д е р ы п о п р о и з в о д с т в у в и д е о и гр , т а к и е к а к
M ic ro s o ft, N in te n d o и S o n y, н е о с о б е н н о п р е у с п е в а ю т .
О зн а ч а е т л и э то , ч т о к и т а й с к и й р ы н о к и г р н е в е л и к? К о -
н е ч н о ж е , н е т. М е с тн ы е к о м п а н и и в р о д е S h a n d a , к о т о -
рая н а ч а л а р а б о та ть в о т р а с л и в 2001 го д у , сд е л а л и п р о -
и зв о д с тв о в и д е о и гр п р и б ы л ь н ы м б и з н е с о м б л а го д а р я
р а зр а б о тке м н о го п о л ь з о в а те л ь с ки х р о л е в ы х о н л а й н -и гр
(M M O R P G ). З десь п и р а тс т в о н е в о з м о ж н о , п о с к о л ь к у с ю -
жет и гр ы р а зв и в а е тс я в р е а л ь н о м в р е м е н и с п о м о щ ь ю
т е х н о л о г и и , с в я з ы в а ю щ е й м н о г о ч и с л е н н ы х и г р о к о в .
К и та й с ко й м о л о д е ж и , ж а ж д у щ е й р а зн о о б р а зи я , иде я п о -
н р а ви л а сь. П р о и з в о д с т в о M M O R P G в К и т а е в 2005 го д у
создало д о х о д п р и м е р н о в $600 м и л л и о н о в , и эта о тр а сл ь
с 2303-го, п о д а н н ы м iR esea rch, р а сте т н а 40% в го д . Р а зо -
б р а в ш и с ь в э т о м , х о т я и с о п о з д а н и е м , в 2 0 07 го д у к о р -
п о р а ц и я E le c tro n ic A rts п р и о б р е л а за $ 1 6 7 м и л л и о н о в
15% а к ц и й к о н к у р е н т а S h a n d a , к о м п а н и и T h e 9 .
В К и т а е м а л о р а с п р о с т р а н е н ы п р о д а ж и п о и н т е р н е -
т у : п о к у п а т е л и о п а с а ю т с я э л е к т р о н н ы х м о ш е н н и к о в
и е щ е н е о с в о и л и с ь с к р е д и т н ы м и к а р т а м и . S h a n d a
стала п р и н и м а л » о п л а т у о ф ф л а й н . М е с т н ы е л ю б и т е л и
к о м п ь ю т е р н ы х и г р п о к у п а ю т к а р т ы п р е д о п л а т ы в м а га -
з и н ч и к а х . У д а л и в з а щ и т н ы й с л о й , о н и п о л у ч а т н о м е р ,
к о т о р ы й д а е т и м п р а в о п р о в е с т и в и гр е о п р е д е л е н н о е
к о л и ч е с тв о м и н у т . S h a n d a п о с т о я н н о а д а п т и р у е т с в о ю
б и зн е с-м о д е л ь. П о ч у в с т в о в а в , ч т о к и т а й с к и е ге й м е р ы
все м е н ь ш е го т о в ы п л а т и т ь за в о з м о ж н о с т ь п о и гр а т ь ,
к о м п а н и я ста л а п р е д о с т а в л я т ь д о с т у п к с т а р ы м и гр а м
б е с п л а тн о , а д е н ь ги за р а б а ты в а е т, к а к и T e n c e n t, п р о д а -
ж е й в и р т у а л ь н ы х т о в а р о в в р о д е о р у ж и я и э к и п и р о в к и
д л я ава та р . В д о б а в о к в э т о м го д у S h a n d a в ы п у с т и т м о -
б и л ь н ы е в е р с и и с в о и х п о п у л я р н ы х р о л е в ы х и г р W o rld
o f L e gend и M a g ic a l L a n d д л я те л е ф о н о в M o to ro la .
И н н о в а ц и о н н ы е с т р а т е ги и и н о гд а п р и в о д я т к созд а-
н и ю н о в о г о б и з н е с а , ч т о е щ е б о л ь ш е у к р е п л я е т п о з и -
ц и и л и д е р а . М е к с и к а н с к а я G ru p o E le k tra н а м е р е в а л а с ь
о т к р ы т ь д о х о д н у ю р о з н и ч н у ю сеть, п о п о л у ч и л о с ь , ч т о
п о м и м о э т о г о п р и ш л о с ь з а н я т ь с я е ш е и б а н к о в с к и м
б и з н е с о м . У ж е н а р а н н е й с т а д и и р у к о в о д с т в о к о м п а -
н и и о с о зн а л о , ч т о х о р о ш у ю п р и б ы л ь м о ж н о п о л у ч и т ь
т о л ь ко о т п р о д а ж и д о р о го с т о я щ и х т о в а р о в , н а п р и м е р
с ти р а л ь н ы х м а ш и н и х о л о д и л ь н и к о в . М е ж д у т е м , м н о -
ги е м е к с и к а н ц ы со с р е д н и м и и н и з к и м и д о х о д а м и е сл и
и м о гл и п о к у п а т ь т о в а р ы д л и т е л ь н о го п о л ь з о в а н и я , т о
т о л ь ко в к р е д и т и л и в р а с с р о ч ку . Н о п о л у ч и т ь к р е д и т
84
Harvard Business Review — Россия
Август 2008 I hbr russia.ru
предыдущая страница 84 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 86 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст