Матерым транснациональным корпорациям
полезно позаимствовать нечто у местных
компаний-лидеров.
и з м е н ч и в ы м и , ч т о н а н и х н е р а б о т а ю т с т р а т е ги и , д е ся -
т и л е т и я м и о т т а ч и в а е м ы е на зр е л ы х .
Н а м к а ж е т с я , ч т о м а т е р ы м т р а н с н а ц и о н а л ь н ы м
к о р п о р а ц и я м п о л е з н о п о з а и м с т в о в а т ь н е ч т о у м е с т-
н ы х к о м п а н и й -л и д е р о в . М ы п о с м о т р е л и , к а к п р и ш л и
к сво е й по бе д е в р а зн ы х о тр а сл я х 50 н а ц и о н а л ь н ы х ф и р м ,
и о б н а р у ж и л и ш е с ть о б щ и х с о с т а в л я ю щ и х у с п е х а . И х
п р е и м у щ е с т в а н е л ь зя объ яснит», о д н о й л и ш ь н е в ы с о ко й
с т о и м о с т ь ю п р о и з в о д с т в а , к к о т о р о й п ы т а ю т с я св е сти
все д е л о и н ы е н а б л ю д а т е л и . Н а с а м о м д е л е п р и ч и н
н е с к о л ь к о . В о -п е р в ы х , м е с тн ы е л и д е р ы н е с к о в а н ы п о
р у к а м и н о г а м и м е ю щ е й с я л и н е й к о й п р о д у к ц и и и л и
с л о ж и в ш и м и с я с т е р е о ти п а м и о т о м , ч т о н у ж н о п о т р е б и -
те л ю . О н и п р и с п о с а б л и в а ю т с в о и п р о д у к т ы и у с л у ги п о д
н у ж д ы к л и е н т о в
и
с т р е м я тс я п о б ы с тр е е со зд а ть э ф ф е кт
м а сш та б а д л я у в е л и ч е н и я п р и б ы л ь н о с т и . В о -в то р ы х , и х
б и зн е с -м о д е л и о т р а б а т ы в а ю т с я п о х о д у д ела. В -тр е тьи х,
о н и с а м и и з в л е к а ю т п о л ь зу и з гл о б а л и з а ц и и , п р и м е н я я
са м ы е с о в р е м е н н ы е т е х н о л о ги и , ко т о р ы е л и б о р а зр а б о -
т а л и с а м и , л и б о к у п и л и н а с т о р о н е . В -ч е тв е р ты х , м е ст-
н ы е ч е м п и о н ы н а х о д я т н е т р и в и а л ь н ы е с п о с о б ы с ы гр а ть
н а д е ш е в и з н е р а б о ч е й с и л ы и р е ш и т ь п р о б л е м у н е х в а т-
к и к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х ка д р о в . В -п я ты х , о н и с та р а ю тся
с р а зу р а з в и в а т ь с я к а к о б щ е н а ц и о н а л ь н а я к о м п а н и я ,
ч т о б ы з а щ и т и т» , с е б я о т р е ги о н а л ь н ы х к о н к у р е н т о в .
И н а к о н е ц , у п р а в л е н ч е с к и е н а в ы к и и т в о р ч е с ка я ж и л к а
н о в ы х т и г р о в з а ч а с ту ю н е д о о ц е н е н ы .
М
».1
п о д р о б н о р а с с м о т р и м к а ж д о е и з э т и х с л а га е м ы х
у с п е х а . Н и о д н о и з н и х н е к а ж е т с я п р и н ц »
1
п и а л ь н о
н о в ы м , н о к о гд а в р а з в и в а ю щ и х с я с т р а н а х с у м о м с о -
е д и н я ю т х о т я б
».1
ч е т ы р е и з н и х , а и н о гд а и все шест».,
п о л у ч а е тс я о т л и ч н а я с т р а т е ги я . В к о н ц е м ы р а с с ка ж е м
о гр е х тр а н с н а ц и о н а л ь » » ы х к о м п а н и я х , к о т о р ы е с у с п е -
х о м »ю спол» .зо вались т е м и ж е п р и н ц и п а м и .
Шесть составляющих стратегии успеха
П р е у с п е ть н а с о б с т в е н н о й т е р р и т о р и и уд а е тся р а з н ы м
т и п а м к о м п а н и й . О д н и в хо д я т в к о н гл о м е р а т ы , п р и н а д -
л е ж а щ и е с е м е й н ы м к л а н а м и л и п р о м ы ш л е н н ы м м а г-
н а т а м , д р у г и е п р е д с та в л я ю т н а ч а в ш е е с н ул я п о сл е р е -
ф о р м е н н о е п о к о л е н и е б и зн е с а . Все ф и р м ы , к о т о р ы е м ы
иссл е д о ва л и , р а б о та ю т в у с л о в и я х ж е с т к о й к о н к у р е н ц и и
с ч а с т н ы м и и г о с у д а р с т в е н н ы м и к о м п а н и я м и с в о е й
с т р а н ы . М н о г и м к т о м у ж е п р и х о д и т с я п р о т и в о с т о я л ,
и н о с т р а н н ы м с о п е р н и к а м , хо тя с те п е н ь п р о н и к н о в е н и я
з а р у б е ж н ы х к о м п а н и й н е о д и н а к о в а в р а з н ы х с т р а н а х
и р ы н к а х . М е с т н ы е ч а с т н ы е ф и р м ы о п е р е ж а ю т к о н к у -
р е н т о в б л а го д а р я с л е д у ю щ и м с т р а т е ги я м .
С о з д а в а т ь п р о д у к т ы и л и у с л у ги , а д а п т и р о в а н н ы е
к т р е б о в а н и я м к л и е н т о в . М е с т н ы е п р е д п р и я т и я
х о р о ш о п о н и м а ю т с в о и х п о т р е б и т е л е й . О н и з н а ю т ,
к а к о в ы п р е д п о ч т е н и я л ю д е й с р а з н ы м и д о х о д а м и
в р а з н ы х р е г и о н а х и д а ж е го р о д а х . Л у ч ш е , ч е м к т о б ы
т о н и б ы л о , о н и р а з б и р а ю т с я в т о м , к а к у с т р о е н ы р ы н -
к и с ы р ь я , к о м п л е к т у ю щ и х и с б ы та и х с т р а н . П о э т о м у
н м н е т р у д н о д о р а б а т ы в а т ь п р е д л о ж е н и я п о д н у ж д ы
р а з н ы х к л и е н т о в , и э т о о б х о д и т с я с о в с е м н е д о р о го .
С и л ь н е й ш и е и з н и х п р е д л а га ю т т о в а р ы , р а с с ч и та н н ы е
н а р а з л и ч н ы е н и ш е в ы е р ы н к и , и с о з д а ю т ш и р о к и й
а с с о р т и м е н т п р о д у к т о в и у с л у г с н а и м е н ь ш и м и за -
т р а т а м и . К п р и м е р у , к о м п а н и я G o o d b a b y , к и т а й с к и й
л и д е р в п р о и з в о д с т в е д е т с к и х т о в а р о в (в ч а с т н о с т и ,
к о л я с о к ) , п р о д а е т 1 6 0 0 н а и м е н о в а н и й п р о д у к т о в
в 16 к а т е го р и я х . Ф и р м ы в р о д е G o o d b a b y п р и с п о с а б л и -
в а ю т с в о ю п р о д у к ц и ю п о д н у ж д ы п о т р е б и т е л е й и б л а -
го д а р я э т о м у о п е р е ж а ю т з а г р а н и ч н ы х с о п е р н и к о в .
Н е ко т о р » .
1
е р а з р а б а т ы в а ю т с л о ж н у ю с и с т е м у а д а п -
т а ц и и п о д н у ж д ы п о л ь з о в а те л я . В К и т а е п о т р е б и т е л и
п р е д п о ч и т а ю т н е э л е к т р о н н у ю п о ч т у , а о б м е н м г н о -
в е н н ы м и с о о б щ е н и я м и в р о д е S M S и л и IC Q . И х о т я
на э т о м р ы н к е п р и с у т с т в у ю т а м е р и к а н с к и е « т я ж е л о -
вес».!», т а к и е к а к M ic r o s o ft (к о т о р » .
1
Й т р и го д а н а з а д
з а п у с т и л к и т а й с к у ю в е р с и ю M S N M e s s e n g e r), Y a h o o
и с н е д а в н и х п о р M yS pace, е г о л и д е р о м стала ш э н ь ч ж э н ь -
с ка я ф и р м а T e n c e n t. Н а е е п р о г р а м м у Q Q , п о д а н н ы м
ш а н х а й с к о й и с с л е д о в а т е л ь с к о й к о м п а н и и iR e s e a rc h ,
в 20 06-м п р и х о д и л о с ь 70— 80% р ы н к а , a M S N M e sse n g e r
д о в о л ь с тв у е тс я с к р о м н ы м и 15%. Ч р е з в ы ч а й н о п р о с т о й
и н т е р ф е й с Q Q и ее л о г о т и п — п и н г в и н е н о к — р а с п о -
л о ж и л и к н е й к и т а й с к и х п о л ь зо в а те л е й и н т е р н е т а , 70%
к о т о р ы х м о л о ж е 30 л е т. В д о п о л н е н и е к б е с п л а т н о й
п р о г р а м м е д л я ч а т о в Q Q п р е д л а га е т п о л ь з о в а т е л я м
и гр ы , в и р т у а л ь н ы х д о м а ш н и х ж и в о т н ы х и м е л о д и и д л я
м о б и л ь н ы х те л е ф о н о в .
А м е р и к а н с к и е к о н к у р е » л ы г л а в н у ю с т а в ку сд е л а л и на
и н т е р е с п о тр е б и те л я к с о ц и а л ь н ы м с е тя м в к и б е р п р о -
с тр а н с тв е , а к о м п а н и я T e n c e n t с ы гр а л а н а с т р е м л е н и и
к и т а й ц е в к с в о б о д е с а м о в ы р а ж е н и я . Q Q со зд а л а аватар,
к о т о р in м м о ж н о п р и д а т ь и н д и в и д у а л ь н о с т ь п р я м о
в с е т и : в ы б р а т ь н м о д е ж д у , а в т о м о б и л ь и т а к д а л е е .
О ш е л о м л я ю щ и й а с с о р т и м е н т в и р т у а л ь н ы х к о с т ю м о в
и а кс е с с у а р о в п р о д а е т с я в с е го п о 1— 2 ю а н я за ш т у к у .
К и т а й ц а м п р и ш л а с ь п о д у ш е и д е я п е р с о н и ф и ц и р о в а т ь
с в о и х м е с с е н д ж е р о в , и м е н е е ч е м за д е с я т ь л е т Q Q
в ы ш л а в л и д е р ы р ы н к а . С а м о с л о в о « Q Q » с та л о н а р и -
ц а т е л ь н ы м и в с тр е ч а е тс я д а ж е в п е с е н ка х . С м о м е н т а
hbr russia.ru I Август 2008
Harvard Business Review — Россия 81
предыдущая страница 81 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 83 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст