T o yota: е д и н с тв о и б о р ь б а п р о ти в о п о л о ж н о с те й
н а л а д и т ь о б м е н и н ф о р м а ц и е й — п о с а д и т ь весь к о л л е к -
т и в в о д н о й б о л ь ш о й к о м н а т е б е з о ф и с н ы х п е р е го р о д о к
(п р и н ц и п
о б е й а ) .
Э та и д е я р о д и л а с ь в Я п о н и и , гд е в е ч н о
н е хв а та е т о ф и с н ы х п о м е щ е н и й , о ч е м м ы у ж е п и с а л и .
Н о се й ч а с к о м п а н и я т а к ж е р а б о та е т и в д р у г и х стр а н а х.
К р о м е т о г о , п р о е к т н ы е г р у п п ы в ы в е ш и в а ю т и н ф о р -
м а ц и ю н а с т е н а х с п е ц и а л ь н о го о п е р а т и в н о го ц е н тр а ,
ч т о б ы ее м о г в и д е ть к а ж д ы й , — с п о с о б , и з в е с т н ы й к а к
м и е р у к а
(в и з у а л и з а ц и я ).
П о з в о л ь т е л ю д я м с в о б о д н о в о з р а ж а т ь .
С л у ж а щ и е не
б о я т с я и д а ж е с ч и т а ю т с в о и м д о л го м в ы с ка зы в а т ь с о -
о б р а ж е н и я , н е с о в п а д а ю щ и е с м н е н и е м р у ко в о д и т е л я ,
и с п о р и т ь с в ы ш е с т о я щ и м и . В T o y o ta х о тя т, ч т о б ы к а ж -
д ы й д е й с тв о в а л т а к , к а к , п о е г о с о б с т в е н н о м у п р е д ста в -
л е н и ю , б у д е т п р а в и л ь н о . С п о р и т ь с б о с с о м — в п о л н е
д о п у с т и м о ; с о о б щ а т ь е м у п л о х и е н о в о с т и — п р о с т о
н е о б х о д и м о ; н е о б р а щ а т ь н а н е г о в н и м а н и я — за ч а с-
т у ю п р о с т и т е л ь н а В и н т е р в ь ю л ю д и р а с с ка зы в а л и н а м
о т о м , к а к и х у с п е х о в д о б и л и с ь м е с тн ы е п р о и зв о д с т в а ,
о т к а з а в ш и с ь в ы п о л н и т ь т о т и л и и н о й п р и к а з и л и п р о -
и гн о р и р о в а в т о т и л и и н о й с о в е т гл а в н о го у п р а в л е н и я .
Н а п р и м е р , Ю к н т о с и Ф у н о , гл а в а T o y o ta M o to r S ales,
U S A , о т к р о в е н н о н а м р а с с ка з а л : « Д о т о г о , к а к м е н я
в 1997 го д у н а п р а в и л и в С о е д и н е н н ы е Ш т а т ы (в качестве
п е р в о го в и ц е -п р е зи д е н та ), я о б о ш е л н е с ко л ь ки х гл а в н ы х
я п о н с к и х р у к о в о д и т е л е й . О н и м н е в е л е л и у в е л и ч и т ь
к о л и ч е с т в о т о ч е к с б ы та . Э т о все б ы л и и с п о л н и те л ь н ы е
в и ц е -п р е з и д е н т ы и д и р е к т о р а -р а с п о р я д и т е л и . Я п о ш е л
п о с м о т р е ть , к а к о б с то я т д ел а на р ы н ке . П о л уча л о сь , что ,
е с л и у в е л и ч и т ь к о л и ч е с т в о п р е д с та в и те л ь с тв , у с и л и т с я
к о н к у р е н ц и я и н о р м а л ь н о у п р а в л я т ь буд е т сл о ж н е е . Н у,
я и р е ш и л з а б ы т], все, ч т о м н е го в о р и л и э т и то п ы .
..*»
Ч а щ е о б щ а й т е с ь с л ю д ь м и л и ч н о .
М о ж н о и д т и п р о т и в
р а с п о р я ж е н и й , н о н е у ч е с т ь ч у ж о е м н е н и е — се р ье з-
н ы й п р о с т у п о к . П о э т о м у о с о б о е в н и м а н и е уд е л я е тся
т о м у , к а к л ю д и в з а и м о д е й с т в у ю т п о р а б о те . Н а п р и м е р ,
Т о н и Ф у д з и т а , б ы в ш и й в и ц е -п р е з и д е н т T o y o ta M o to r
Sales, U S A , с ч и т а е т : T o y o ta о т л и ч а е тс я о т а м е р и к а н с к и х
п р о и з в о д и т е л е й а в т о м о б и л е й т е м , ч т о п р и с л у ш и в а е тс я
к д и л е р а м .
В ы я в л я й т е с к р ы т ы е з н а н и я .
Е щ е о д и н э л е м е н т « н е р в -
н о й с и с т е м ы » T o y o ta — п р е в р а щ е н и е г л у б и н н о г о ,
о с н о в а н н о г о н а о п ы т е , с к р ы т о г о з н а н и я , к о т о р о е х р а -
н и т с я в го л о в а х с о т р у д н и к о в , в з н а н и е о ф о р м л е н н о е ,
о т к р ы т о е , д о с т у п н о е все м . П р и п р е з и д е н т е Ф у д з н о Ч о
в к о м п а н и и о з а б о т и л и с ь т е м , ч т о б ы з а п и с а т ь м у д р ы е
м ы с л и о с н о в а те л е н , п р е ж д е п е р е д а в а е м ы е и з у с т в уста.
Р у ко в о д и те л и с о б р а л и в ы с ка зы в а н и я и и с то р и и , вы д е л и -
л и д в е о с н о в о п о л а га ю щ и е ц е н н о с т и — в « П у т и T o yo ta
2 0 0 1 » и х н а з в а л и гл а в н ы м и за п о в е д я м и : н е п р е р ы в н о е
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
( к а й д з е н )
и у в а ж е н и е к л ю д я м .
С о з д а в а й т е в с п о м о г а т е л ь н ы е с т р у к т у р ы .
В 2002 го д у
к о м п а н и я у ч р е д и л а И н с т и т у т T o yo ta и Гл о б а л ьн ы й ц е н тр
з н а н и й : о д и н и Т о й о т а - с т и (Я п о н и я ), д р у г о й в Т о р р а н с е
(К а л и ф о р н и я ). Э т и с т р у к т у р ы , к а к и У н и в е р с и т е т T o yo ta ,
о с н о в а н н ы й в Т о р р а нсе ч е т ы р ь м я го д а м и р а н ь ш е T o yo ta
M o to r S ales, U S A , п р и з в а н ы р а с п р о с т р а н я т ь п о в с е й
о р га н и з а ц и и з н а н и я , ее ц е н н о с т и и л у ч ш и е м е т о д и к и .
К р о м е т о ю , зде сь п р и н я т о п р и с о е д и н я т ь с я к к а к о й -н и -
б у д ь н е ф о р м а л ь н о й гр у п п е . К а ж д ы й с о т р у д н и к у ч а с тв у -
е т в н е с к о л ь к и х к о м и с с и я х и п р о б л е м н ы х гр у п п а х . Т а к
со зд а е тся м н о го с л о й н а я с и с те м а св я зе й .
Toyota как образец
Н а с ч а с т о п р о с я т : « С к а ж и т е , ч е м у я м о г у н а у ч и т ь с я
у T o y o ta в п е р в у ю о ч е р е д ь ? » Э т о н е п р а в и л ь н а я п о -
с т а н о в к а в о п р о с а . Б р а т ь п р и м е р с T o y o ta — з н а ч и т
н е к о п и р о в а т ь т у и л и и н у ю м е т о д и к у , а с о з д а в а т ь
ку л ь т у р у . Э т о т р е б у е т в р е м е н и . Э т о т р е б у е т р е с у р с о в .
И э т о н е т а к п р о с т о . П р е ж д е в с е го п р и д е т с я с ж и т ь с я
с п р о т и в о р е ч и я м и . Б о л ь ш и н с т в о п р е д п р и я т и й о с т а н а в -
л и в а ю т с я в р а з в и т и и , п о т о м у ч т о д е р ж а тс я за п р о ц е с с ы
и м е т о д и к и , к о т о р ы е о к а з а л и с ь у д а ч н ы м и в о в р е м е н а
о н ы . Н о р а б о т а п о н а к а т а н н о м у л и ш а е т о р г а н и з а ц и ю
ги б к о с т и . О б р е с т и п р е ж н ю ю м о б и л ь н о с т ь м о ж н о з а -
в о е в ы в а я н о в ы е р ы н к и и о т в е ч а я н а в ы з о в ы в р е м е н и .
В о -в т о р ы х , н у ж н о р а з р а б о т а т ь п о р я д о к р а з р е ш е н и я
п р о т и в о р е ч и й . T o y o ta р а с п о л а га е т д л я э т о г о м н о ж е с т -
в о м м е т о д и к : э т о и п р и н ц и п « и л а н и р у й -с д е л а й -п р о -
в е р ь -д е й с т в у й » , и в о с ь м и с т у п е н ч а т ы й п р о ц е с с T o y o ta
B u siness P ra ctice s, и с и с те м а о т ч е т н о с т и A 3 , и ш и р о к о
и зв е с т н о е п р а в и л о « п я т ь -р а з -с п р о с и -п о ч е м у » . П о к у д а
к о м п а н и и н е п р и у ч а т с о т р у д н и к о в н е и з б е г а л , п р о -
б л е м , а п о д х о д и т ь к н и м с п о з и ц и й с т р о г о й л о г и к и
и с у с т а н о в к о й на п о б е д у, н м н е уд а стся п о с т а в и л , себе
н а с л у ж б у э н е р г и ю п р о т и в о р е ч и й . В -т р е т ь и х , в а ж н о
п р и у ч а л , л ю д е й с в о б о д н о в ы р а ж а т ь с в о е н е со гл а си е .
С т о и т л и к о м п а н и я м п ы т а т ь с я р а б о т а т ь т а к , к а к
T o yo ta ? Д у м а е м , ч т о с т о и т . В д и а л е к т и к е э т о й к о р п о р а -
ц и и п е р в и ч н ы н е м е х а н и з м ы , а л ю д и . П р и т а к о м п о н и -
м а н и и к о м п а н и я всегд а б у д е т н е с о в е р ш е н н о й и в н е й
всегд а н а й д е тс я м е с то д л я о б н о в л е н и я . В э т о м с м ы с л е
м о д е л ь T o y o ta — с и н о н и м т в о р ч е с т в а . М о ж е т е л и вы
с к а з а т ь т о ж е с а м о е о с в о е й к о м п а н и и ?
^
76
Harvard Business Review
- Россия
Август 2008 I hbr-russia.ru
теорий гигов
предыдущая страница 75 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 77 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст