T oyota: е д и н с тв о и б о р ь б а п р о ти в о п о л о ж н о с те й
П р о к у о т э т о г о , к а к и о т м н о г и х д р у г и х м н е н и й о т -
н о с и т е л ь н о T o y o ta , н е м н о г о . Б о л е е т о г о , э т о у б е ж -
д е н и е о п а с н о , к а к л ю б а я п о л у п р а в д а . М ы ш е с т ь
л е т з а н и м а л и с ь T o y o ta , п о с е т и л и е е п р е д п р и я т и я
в 11 с т р а н а х , п р и с у т с т в о в а л и н а м н о ж е с т в е с о в е щ а -
н и й и м е р о п р и я т и й , ч и т а л и ее в н у т р е н н ю ю д о к у м е н т а -
ц и ю , п р о в е л и 22 0 и н т е р в ь ю с б ы в ш и м и и н ы н е ш н и м и
с о т р у д н и к а м и все х у р о в н е й , о т р а б о ч и х д о п р е з и д е н т а
К а ц у а к и Б а та н а б э. И в о т ч т о п о к а з ы в а е т н а ш е и ссл е д о -
в а н и е : п р о и з в о д с т в е н н а я с и с те м а — н е о б х о д и м о е , н о
н и в к о е й м е р е н е д о с т а т о ч н о е у с л о в и е у с п е х а T o y o ta .
П р о щ е г о в о р я , П С Т — э т о т я ж е л а я а р т и л л е р и я ,
« ж е с т к а я » т е х н о л о ги ч е с к а я и н н о в а ц и я , п о з в о л я ю щ а я
т а к , ч т о б ы в о д н о м е с то с т е к а л и с ь р а з н ы е м н е н и я п о
т о м у и л и и н о м у в о п р о с у . И с п е ц и а л и с т д о л ж е н п р е -
о д о л е в а т ь р а з л и ч и я , п о д н и м а я с ь н а д н и м и . Т р е н и я
п о р о ж д а ю т и н н о в а ц и о н н ы е и д е и — и б л а го д а р я э т о м у
T o y o ta т о п о с т е п е н н о , т о р ы в к а м и д в и ж е т с я в п е р е д ,
оста вл яя п о з а д и к о н к у р е н т о в .
М ы р а с с к а ж е м о б о с н о в н ы х п р о т и в о п о л о ж н о с -
тя х , к о т о р ы е к у л ь т и в и р у е т у се б я T o y o ta . П о г о в о р и м
и о т о м , к а к о н а у п р а в л я е т р а з н о н а п р а в л е н н ы м и
с и т а м и : о д н и т о л к а ю т к о м п а н и ю к э к с п е р и м е н т а м
и э кс п а н с и и , а д р у ги е п о м о га ю т с о х р а н я т ь н а к о п л е н н ы е
ц е н н о с ти и п о д д е р ж и в а ю т с а м о и д е н т и ч н о с т ь . И , н а к о -
н е ц м ы н е н а д о л го о с т а н о в и м с я н а т о м , к а к и м о б р а з о м
TOYOTA
активно сопротивляется окостенению привычек, заставляя
сотрудников искать новых клиентов, думать о географической
экспансии и находить способы прижать конкурентов.
к о м п а н и и п о с т о я н н о с о в е р ш е н с т в о в а ть п р о и з в о д с т в о
м а ш и н . Н о е с ть и « м я г к и е » и н н о в а ц и и : о н и о т н о с я т с я
к м е т о д а м у п р а в л е н и я п е р с о н а л о м и к о р п о р а т и в н о й
ку л ь ту р е . П о н а ш е м у м н е н и ю , к о м п а н и я п р е усп е в а е т за
сч е т т о го , ч т о н а м е р е н н о в н о с и т в у к л а д к о р п о р а т и в н о й
ж и з н и п р о т и в о р е ч и я и п а р а д о к с ы , го д о т го д а п о д б р а -
сы в а я л ю д я м н о в ы е з а д а ч к и и п р о б л е м ы — п о э т о м у им
п р и х о д и т с я вы д а в а ть с в е ж и е р е ш е н и я . В б у р н о м п о то ке
и д е й о т т а ч и в а е т с я м у д р о с т ь к о р п о р а ц и и T o y o ta . Ж е с т-
к и е и м я г к и е и н н о в а ц и и р а б о т а ю т в т а н д е м е : в м е сте
ка т я т к о м п а н и ю в п е р е д . К ул ьтур а п р о т и в о р е ч и й и гр а е т
в у с п е х е T o y o ta с т о л ь ж е в а ж н у ю р о л ь , ч т о и П С Т , н о н и
с о п е р н и к и , н и э к с п е р т ы д о с и х п о р э т о г о не п о н я л и .
В T o y o ta с ч и т а ю т , ч т о э ф ф е кт и в н о с т ь с а м а п о себ е не
с л у ж и т га р а н т и е й у с п е х а . П о й м и т е п р а в и л ь н о : п о ч а сти
т е й л о р и з м а T o y o ta н е з н а е т себ е р а в н ы х . Д р у г о е д е л о ,
ч т о п е р с о н а л , с т о ч к и з р е н и я к о м п а н и и , — э то н е п р о с т о
р у к и , н о и и н т е л л е к т , н а к а п л и в а ю щ и й
ч и э
— м у д р о с ть
о п ы т а — н а п е р е д о в о й , т а м , гд е л ю д и с т а л к и в а ю т с я
с о г р о м н ы м р а з н о о б р а з и е м с и т у а ц и й . T o yo ta в кл а д ы в а -
е т о гр о м н ы е сре дства в р а зв и ти е н а в ы ко в у с о т р у д н и ко в
и к о м п а н и и в ц е л о м , а п е р с п е к т и в н ы е и д е и с о б и р а е т
о т о в с ю д у : и з ц е х о в и о ф и с о в , и з ц е н т р а и с д а л е к о й
п е р и ф е р и и к о р п о р а ц и и .
И с с л е д о в а н и я к о г н и т и в н ы х м е х а н и з м о в го в о р я т, ч то ,
с т а л к и в а я с ь с п р о т и в о п о л о ж н ы м и м н е н и я м и , л ю д и
в и д я т п р о б л е м у в н о в о м р а ку р с е и в ы д в и га ю т д е й с тв е н -
н ы е р е ш е н и й . П о э т о м у T o y o ta н а м е р е н н о у с гр а и в л е т
к о м п а н и и м о гу т , п о д о б н о T o y o ta , р а с ц в е т а т ь , п и т а я с ь
п р о т и в о п о л о ж н ы м и в з гл я д а м и .
Культура противоречий
Н а п о с т о р о н н и й в згл я д , T o y o ta — я в л е н и е н е о б ъ я с н и -
м о е : у н е е н е т н и о д н о г о и з х а р а к т е р н ы х п р и з н а к о в
у с п е ш н о го п р е д п р и я т и я . В ч е м -то о н а д а ж е н а п о м и н а е т
р а з о р я ю щ у ю с я и л и с т а гн и р у ю щ у ю к о м п а н и ю -г и г а н т а .
T o yota в ы п л а ч и в а е т н и з к и е д и в и д е н д ы и к о п и т д е н ь ги ,
ч то н а в о д и т н а м ы с л ь о н е э ф ф е к т и в н о с т и . В п е р и о д
с 1995-го п о 2 0 06 го д д и в и д е н д ы ее а к ц и о н е р о в со ста в -
л я л и в с р е д н е м в с е го л и ш ь 20% о т п р и б ы л и . С к а ж е м ,
за 2006 го д н а и х в ы п л а т у у ш л о 21 ,3% п р и б ы л и — п р и -
м е р н о с т о л ь к о ж е , ч т о и у м е н е е м а с ш т а б н ы х к о н к у -
р е н т о в N issa n (2 2 ,9 % ) и H y u n d a i-K ia (1 7 ,4 % ), н о н а м н о го
м е ньш е , ч е м в D a im le rC h ry s le r (4 7,5% ). З а то к о р п о р а ц и я
н а к о п и л а $2 0 м л р д д е н е ж н ы х ср е д ств , за ч т о н е к о т о р ы е
а н а л и т и к и с та л и н а з ы в а т ь ее T o y o ta B a n k .
У п р а в л я ю т к о м п а н и е й в о с н о в н о м я п о н ц ы , т о гд а к а к
в б о л ь ш и н с т в е п р е у с п е в а ю щ и х з а п а д н ы х к о р п о р а ц и й
р у к о в о д с т в о р а з н о о б р а з н о п о н а ц и о н а л ь н о м у составу.
T o y o ta р о д о м и з М н к а в ы , с е л ь с к о го п р и г о р о д а Н а г о н ,
и э т и м п р о и с х о ж д е н и е м о б ъ я с н я е т с я с к р о м н о с т ь е е
р у к о в о д и т е л е й и и х з д о р о в а я д е л о в а я э т и к а . О н и н е
с о б и р а ю т с я , п о д о б н о д р у г и м , в ч а с т н о с т и H o n d a ,
п е р е н о с и т ь гл а в н о е у п р а в л е н и е в Т о к и о . П о л ю б ы м
м е р к а м с в о и м н а ч а л ь н и к а м к о м п а н и я п л а т и т о ч е н ь
м а л о. В 2005 го д у т о п -м е н е д ж е р ы T o y o ta за р а б а т ы в а л и
Хиротака Такеучи (Hirotaka Takeuchi; [email protected]) Эми О соно (Emi Osono [email protected] ics.hit-u.ac.jp) и Нори-
хико Сим идзу (Norihiko Shimizu [email protected])
преподаватели Высшей школы корпоративной стратегии
при Университете Хитоцубаси в Токио. Статья написана по материалам их совместной книги «Extreme Toyota: Radical
Contradictions that Drive Success at the World's Best Manufacturer», которая выйдет в издательстве «John W iley & Sons».
70
Harvard Business Review — Россия I Август 2008 I hbr-russia.ru
предыдущая страница 69 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 71 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст