Человек СО СТОРОНЫ Берегите серые клеточки
самым эффективным с точки зрения
надеж ности восстановления и н -
ф ормации. М ы, например, точно
знаем, что, если надо что-то вспом-
нить, м о ж н о об л егчить себе за-
дачу, воспроизведя ту обстановку
(или то свое внутреннее состояние),
в которой мозг впервые заф икси-
ровал инф ормацию . С кажем, вы
узнали нечто, когда были чем-то
расстроены, и вам проще будет это
вспомнить, если в момент восста-
новления информации вас что-ни-
будь огорчит.
Я бы очень хотел вывести из всего
этого рекомендации для бизнеса,
например, для тех, кто работает
в м аркетинге. С какой частотой
надо повторять рекламу, чтобы
человек куп и л продукт? О т чего
зависит, будет ли он пом нить на-
звание продукта и его характерис-
ти ки через полгода или год? Но,
увы, ученые до сих пор не знаю т
ответов на эти вопросы. М огу толь-
ко сказать, что в момент узнавания
чего бы то ни было память не за-
крепляет узнанное раз и навсегда
и что ош ибки в воспроизведении
информации исправляются только
с помощью повторения.
Психиатры и психологи говорят,
что впечатления, полученные
в младенчестве и ранном детстве,
определяют нашу судьбу. Это так?
О ни важ ны , но мы каж ды й день
узнаем новое о том , как сущест-
венно м озг растет и изменяется
в течение ж изни . Вот мы с вами
сейчас разговариваем, а в это время
и у вас, и у меня мозг изменяется.
М озг подобен мышце. Чем вы де-
ятельнее, чем больше набираете
впечатлений, тем больше и слож-
нее он становится. Н ейробиолог
Эрик Кэндел в 2000 году получил
Н обелевскую прем ию за то, что
сумел показать: когда люди что-то
узнаю т, у них изменяю тся связи
в мозге. Ставьте эксперимент хоть
с голожаберными моллюсками, хоть
с лю дьми, — результат будет тот
же: любое существо, которое чему-
либо научается, достигает этого по
причине ф изических изменений
в структуре мозга. Это поразительно.
Мы привыкли думать, что количест-
во нейронов, которое нам положено
иметь, заложено в нас от рождения
и что после определенного возраста
оно почти не изменяется. Но сейчас
уже совершенно очевидно, что те
ф изические изменения, которым
подвергаются нейроны, когда че-
ловек узнает что-либо новое, про-
исходят в любом мозгу в любом
возрасте. Д о самой смерти мозг
остается пластичным. Мы можем
учиться всю жизнь. Это, на самом
деле, очень позитивный момент.
Говорят, физические упражнения
полозны для мозга. Это звучит
здраво, но что по этому поводу
думают нейробиологи?
И сследованиям , которы е ищ ут
зависимость между физическими
упражнениями и здоровьем мозга,
нет конца и края. Эта зависимость
проявляется по-разному. Начать
с того, что занятия спортом, как из-
вестно, очень полезны для сердеч-
но-сосудистой системы. М озг тоже
снабжается кровью, следовательно,
физическая нагрузка поддерживает
кровеносные сосуды мозга в здоро-
вом состоянии. В итоге, в ч а с то с -
ти, получается, что люди, которые
занимаются спортом, на пятьдесят
процентов меньше подвержены
болезни Альцгеймера. Почему? Вы.
возможно, не знаете, но большин-
ство случаев болезни Альцгеймера,
похоже, не обусловлено генетичес-
ки. и наука все больше склоняется
к тому, что м ногие негенетичес-
кие ее проявления имеют как раз
сосудистое происхождение. По-ви-
димому, происходит вот что: неко-
торые люди переносят множество
м икроинсультов, которы е разру-
шают их мозг так же, как это про-
исходит при генетической болезни
Альцгеймера. Ф изкультура, улуч-
шающая работу сердечно-сосудис-
той системы, снижает вероятность
таких м икроинсультов, а вместе
с тем и вероятность того, что дело
закончится Альцгеймером.
А как вы считаете: без генетичес-
кого тестирования есть ли какой-
нибудь прок от психологических
тестов, которыми пользуются
некоторые компании, — вроде
теста Майерс-Бриггс?
Н у вот! С ейчас я буду ругаться.
М ое м нение насчет этих тестов
вполне определенное: из них раз-
дувают невесть что. Говорят даже,
что тесты вроде М айерс-Б риггс
якобы основаны на «глубоких ней-
робиологических принципах», что
наука о мозге подтверж дает их
целесообразность и что даже их
создатели использовали достиже-
ния нейробиологии. Но дело в том,
что тесты эти больш ей частью —
в том числе и тесты на 10 — были
разработаны задолго до того, как
мы м ного всякого узнали о том,
как мозг перерабатывает информа-
цию. Это нс значит, что нам никог-
да не создать тестов, основанных
на глубоких нейробиологических
принципах. Н аука движется впе-
ред сем им ильны м и ш агами, так
что можно ожидать всего на свете.
Не надо только делать из нее сенса-
цию. То, что обнаруживают ученые,
уже само по себе потрясающе.
^
|
М о з г н е и н т е р е с у е т
р е а л ь н о с т ь , д л я н е г о с а м о е
в а ж н о е — в ы ж и в а н и е .
4 6
H arvard B usiness R eview - Россия і А в густ 2 0 0 8
h b r-ru ssia .ru
предыдущая страница 45 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 47 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст