43
Джон Медина:
Берегите серые клеточки
Дайан Купш
Почему руководители предприятий любят
читать об открытиях мейробиологии. по-
нятно: с точки зрения экономики знаний
бизнес — это прежде всего интеллекту-
альный капитал. О достижениях молодой
науки, о том, что она может дать менедже-
рам, говорится слишком много, но очень
часто не по делу.
Отделить истину от вымысла как никто
другой может Джон Медина, специалист
в области эволюционной молехулярной
биологии. О том. каким образом револю-
ция в нейробиологии отразится на мето-
дах управления организациями, уверен
Медина, говорить слишком рано — ученые
пока еще не знают, как свои достижения
применить к реальной жизни.
Тем не менее многое из того, что они
имфыли, имее
1
— в потенциале — огром-
ную практическую пользу. Взять хотя бы
воздействие стресса на мозг. Природой
в нас заложена способность справляться
с внезапным и коротким стрессом. Ны-
нешние же стрессы измеряются часами,
днями или даже месяцами. У человека
ломаются все внутренние механизмы,
от ритмов сна до иммунной системы,
в итоге снижается его работоспособность,
а это грозит бизнесу серьезными убытка-
ми. Наука о мозге начинает докапываться
до генетических причин неустойчивости
большинства людей к стрессу.
Известно ей и то. что наши представле-
ния о действительности в лучшем случае
весьма приблизительны, поскольку мозг,
чтобы выжить, искажает ее восприятие.
Но можно и нужно тренировать память:
Медина советует постоянно перебирать
одни и те же воспоминания.
То, что мозг остается пластичным до са-
мой смерти, что мы можем учиться всю
жизнь, Медина считает одним из самых
важных открытий нейробиологии. Мозг
настолько восприимчив к внешним впе-
чатлениям, что его можно в буквальном
смысле перенастроить, создав множество
новых связей, причем в любом возрасте.
И
зто очень позитивный момент.
| ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ I
48
Виртуальный мир как
кузница руководящих кадров
Байрон Ривз, Томас Малоун. Тони О'Дрисколл
Если бы нынешние руководители бизнеса
заглянули в будущее, они наверняка
не узнали бы корпоративную жизнь,
утверждают авторы. Право принимать важ-
ные решения распределено по всем уров-
ням организации — чтобы люди могли
быстро реагировать на любые изменения.
Большую часть работы выполняют свод-
ные группы — в них набирают фрилансе-
ров из разных стран, которые официально
не подчиняются руководителю проекта;
группы эти должны выполнить конкретную
задачу, после чего их распускают. Эти люди
почти не встречаются лично, взаимодей-
ствуя при помощи электронных средств.
Каким именно будет менеджмент реаль-
ного бизнеса завтрашнего дня (а. похоже,
для делового мира будут характерны пос-
тоянная смена кадров, совместное выпол-
нение задания, самоуправление в группе
и децентрализованное, не иерархическое
руководство) — об этом лучше всего судить
по популярным ныне многопользователь-
ским онлайновым играм. Тысячи игроков
сотрудничают и соперничают в реальном
времени, а трехмерном пространстве
виртуального мира.
Как в этих играх осуществляется руковод-
ство, кто становится лидером, каковы его
основные задачи и методы? Восемь
месяцев наблюдая за командой опытных
игроков, за тем. как ведут себя лидеры,
опрашивая людей с опытом руководства
и в играх, и в бизнесе, исследователи сде-
лали несколько неожиданных выводов.
Например, таких: лидерами в играх стано-
вятся люди, в реальной жизни не прояв-
ляющие организаторских способностей;
успешность руководства определяется
не столько личными качествами лидеров,
сколько игровой средой; за каждую победу
игрок немедленно получает поощрение.
Организациям, если они хотят повы-
сить качество управления, полезно будет
позаимствовать «открытия» виртуальной
среды — и не когда-нибудь потом, а прямо
сейчас.
^ СТАТЬЯ I-----------------------------------------------------
58
Дизайнерское мышление
Тин Браун
Исторически дизайну отводилась второ-
степенная роль: дизайнеры приступают
к делу, когда «настоящая» инновацион-
ная работа уже проделана, и придумывают
для идеи красивую «упаковку». Но сейчас
компании обращаются к этим специалис-
там не столько за тем. чтобы позаманчивее
преподнести потребителям уже готовую
идею — теперь им прежде всего нужны
сами идеи, больше отвечающие запросам
людей.
Прежняя роль дизайна была тактической,
нынешняя — стратегическая, она позво-
ляет создавать нечто принципиально новое.
Сегодня происходит сдвиг от промышлен-
ного производства к интеллектуальному
труду и сфере услуг, поэтому открыва-
ются новые просторы для инновацион-
ной деятельности. Теперь она нацелена
не только на продукты, но и на новые про-
цессы, услуги, интерфейсы компьютерных
программ, а также сферу развлечений.
Насытив свои основные потребности,
мы все больше хотим чего-то утонченного,
исполненного смысла и доставляющего
радость. Речь идет уже не просто о про-
дуктах: нам нужно нечто более сложное —
комплекс продуктов, услуг, пространство
для их применения и интересная информа-
ция. Мы хотим, чтобы именно так. системно,
было устроено наше образование, развле-
чения и общение. Представить себе такой
«продукт», придать ему соблазнительную
форму можно с помощью дизайнерского
мышления. Ведь дизайнерское мышле-
ние — это наука о том, как использовать
чутье и навыки инженера, как соединить
в одной разработке потребности людей,
технические возможности и деловую
стратегию.
Миру бизнеса стоило бы обратить самое
пристальное внимание на дизайнерский
подход. Сейчас руководители понимают,
что именно благодаря инновациям они
могут выделиться на фоне соперников; они
поступят весьма мудро, если выстроят весь
процесс создания инноваций на основе
принципов дизайна.
| С ТАТЬЯ (
1 1 2
H arvard B u siness Review — Россия I А в гу с т 2 0 0 8 l hb r-ru ssta.ru
предыдущая страница 112 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 114 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст