Книга Ж ертвенность с позиции силы
характером, темпераментом, эмоцио-
нальным складом, мировоззрением.
Но все они, кто менее, кто более долгое
время, были замужем за людьми, ко-
торые благодаря своему творческому
вкладу в ту область, где работали —
в музыку, литературу, естественные
науки, — обрели бессмертие. Каждая
из этих женщин, в сущности, отказа-
лась от собственной жизни, отодви-
нула на задний план личные желания
и потребности, видя смысл своего бы-
тия в том, чтобы служить делу, которо-
му посвятил себя ее муж».
Иначе говоря, жертвенность — вот
общее начало этих женщин. Что же ка-
сается служения делу, то здесь их роль
весьма различна. Никак не участвова-
ли в творческой жизни мужей, напри-
мер, Констанца Моцарт, Кристиана
Гёте-Вульпиус. Но если первая испы-
тала хотя бы простое семейное счастье
и любовь, то вторая была лишена всего
этого. Гёте вел себя холодно и отчуж-
денно. Семейные заботы его пугали,
в свою творческую и светскую жизнь
он Кристиану не допускал. Когда жена
была уже смертельно больна, Гёте ни
разу не зашел в ее комнату, не сказал
ни слова утешения. И даже не при-
сутствовал на ее похоронах.
Сколь ни велика была роль Козимы
Вагнер (дочери Ференца Листа) или
I
Милевы Эйнштейн в судьбах их ве-
ликих мужей, они всегда находились
в тени, на втором плане.
Двадцатый век дал примеры дру-
гого
содружества
и
супружества:
Дмитрий Мережковский и Зинаида
Гиппиус, Жан-Поль Сартр и Симона де
Бовуар, Михаил Ларионов и Наталья
Николай Александров
- обозре-
ватель радиостанции «Эхо Москвы»
и телеканала «Культура».
Гончарова. Или еще пример — Джон
Кеннеди и Джеки (Жаклин) Кеннеди.
Книга французской писательницы
Катрин Панколь «За глянцевым фаса-
дом: Джеки Кеннеди, 1929—1994» —
это не просто биография жены аме-
риканского президента, а настоящая
ее апология. Здесь уже ни о какой вто-
ростепенной роли и речи не может
идти. Катрин Панколь убеждает: успех
Джона Кеннеди — во многом заслуга
его жены. Более того, Джон Кеннеди,
по существу, — творение Джеки.
Разумеется, о жертвенности, о за-
бвении своих интересов ради карь-
еры мужа здесь тоже говорится. Но
это жертвенность «с позиции силы».
Силе характера
и
незаурядности
Джеки Кеннеди (урожденной Бувье)
посвящено все повествование.
Она необыкновенна чуть ли не с са-
мого рождения. В два года Жаклин
Бувье становится героиней светской
хроники: побывав на праздновании
ее дня рождения, журналист East
Hampton Star отмечает: «Гостей при-
нимала очаровательная маленькая
хозяйка».
Триумфальными были и юные годы.
Первый бал, титул «дебютантки года»,
учеба в Вассар-колледже, самом прес-
тижном на всем Восточном побе-
режье. В 1948-м Джеки отправляется
в Европу, Сорбонну (колледж пре-
доставляет ей возможность пройти
второй курс в одном из зарубежных
университетов),
проводит
год
во
Франции — много читает, ходит по
музеям и очаровывает мужчин в па-
рижских кафе.
Возвратившись в Америку, она,
опередив 1225 других претенден-
тов,
выигрывает
творческий
кон-
курс, объявленный журналом Vogue.
Награда — стажировка в Париже.
Первая леди сегодня — не звание,
не просто имиджевый атрибут
первого лица, а должность.
Джеки отказывается от этой работы
и жалеет об этом всю жизнь. Пока
еще это жертва во имя семейных
условностей «американского арис-
тократизма», но автор сокрушается
о ее решении. Вся книга призвана до-
казать: нельзя изменять себе, нельзя
жить жертвенностью.
Ее характер, ум, воспитание рез-
ко контрастируют с жизненным ук-
ладом
семьи
Кеннеди.
«На
них
даже смотреть утомительно; они ве-
дут себя как гориллы, вырвавшие-
ся из клетки», — пишет Джеки в од-
ном из писем. Впрочем, и сам Джон
Кеннеди в изображении Панколь —
неотесанный дикарь. Кумир будуще-
го президента — французский король
Франциск I, который любил жизнь,
женщин и войну. «При этом он умел
указывать женщинам на их место и, за
исключением матери и сестры, ни од-
ной из них не было дозволено играть
важную роль, разве что в самом кон-
це его жизни. Жадный до славы, при-
выкший утолять все свои желания,
преисполненный жизненной силы
и физической мощи, он был гордос-
тью своей эпохи и ее любимым геро-
ем в его жизни» — так писал о коро-
ле 19-летний Джон Кеннеди.
Он и сам далеко не бездарь и при-
том сноб — ценит хороший вкус, тер-
петь не может тех, кто пренебрегает
своей наружностью или ведет себя
слишком развязно. В юности он хотел
быть сильным, волевым, отважным,
поэтому в 1943-м поступил на воен-
ную службу. С войны возвращается
героем: японский миноносец подби-
вает его катер, будущий президент,
несмотря на тяжелое ранение, спаса-
ется сам и спасает товарищей.
Кеннеди необуздан в своих жела-
ниях. Женщина для него — объект
завоевания, источник наслаждения.
И только. «Джон со смехом признает-
ся, что гораздо больше ценит в женщи-
не красивую грудь, чем мозги. Когда
его просят рассказать об одном из
его романов, рассказ получается ко-
роткий: трах-бах-бум — пока, мэм!»
Семейная жизнь не изменила его. Он
не собирался быть верным супругом.
1 0 4
H arvard B usiness R eview — Россия
А в густ 2 0 0 8 i hb r-ru ssia .ru
предыдущая страница 104 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн следующая страница 106 Harvard Business Review Russian 2008.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст