Инновационный механизм Google
Поверить алгеброй вдохновение
Н ельзя сказать, ч то создание и н н о в а ц и и в G o o gle сов-
сем у ж х а о ти ч н о . Л ю б а я ид ея п р о х о д и т тщ ател ьное
т е с т и р о в а н и е и п о д тв е р ж д а е тс я ш и р о к и м к р у го м
д а н н ы х — э то м у п р и н ц и п у ко м п а н и я следует ж е стко .
М ар и сса М е й е р , вы ступая в 2006 го л у в С тэнф орд е,
го в о р и л а , что, предоставляя на суд р уко во д ства новы е
п р о д у к т ы , р а зр а б о т ч и ки д о л ж н ы п о д к р е п л я т ь свои
и д е и м а кс и м а л ь н ы м ко л и ч е с тв о м д а н н ы х . Д л я к о м -
п а н и и , о с н о в а н н о й /ш ум я ко м п ь ю т е р щ и к а м и с ана-
л и т и ч е с к и м с кл а д о м ум а — вы хо д ц а м и и з С тэнф о р -
да, это не уд и в и те л ь н о . G o o g le к а к н и к т о преуспел а
р е ш е н и я . Н о р уко в о д и те л я м вы сш е го звен а н а д о у ч и -
ты вать о д н у вещ ь: л ю д и о тв е ч а ю т ч е с т н о — то , ч то
д у м а ю т, а не то , на ч т о р а с с ч и ты в а ю т н а ч а л ь н и к и .
У G o o g le есть и особая систем а у п р а в л е н и я и д е я м и :
зд есь за ве д е н о б щ и й « я щ и к п р е д л о ж е н и й » , и если
у ко го -т о есть и д е и п о п о в о д у н о в ы х п р о д у к т о в , п р о -
цессов и о р га н и за ц и о н н ы х усо ве р ш е нство ва ни й , т о о н
п о эл е ктр о н н о й по чте о тправл яет туда письм о. Л ю б о й
ж е л а ю щ и й м о ж е т и х к о м м е н т и р о в а т ь и кл а с с и ф и ц и -
ровать. Э то то ж е с в о е го рода б и р ж а п р о гн о з о в , хотя
и б е з д е н е ж н ы х с та в о к (у G o o g le сво я в а л ю та ). Гем
с а м ы м р у к о в о д с т в о G o o g le с л о в н о г о в о р и т : « М ы ,
Л ю бая идея п р о ход и т тщ ательное тестирование
и подтверж дается ш и р о ки м кр уго м д анны х — этому
принципу
Google следует жестко.
в а н а л и ти к е и сб о р е д а н н ы х. Н о и д р у ги е ко м п а н и и
в п о л н е м о гл и б ы о с в о и т ь а н а л и т и ч е с к и й п о д х о д
к о ц е н ке и н н о в а ц и й .
G o o g le р а сп ол а га е т ко л о сса л ьн ы м о б ъ ем о м и н ф о р -
м а ц и и . В ч а с тн о с ти , ид еи р о ж д а ю тс я и з н а б л ю д е н и й
за те м , к а к пользователи пе р ем е ш а ю тся п о са й та м —
св о и м и п а р тн е р о в (если то л ь ко это не в и ртуал ьн ы е
п р о е к т ы G o o g le вроде р а з р а б о т ки ч и с то й э н е р ги и ).
П р и н ц и п у а н а л и за , о с н о в а н н о м у на ф актах, G o o g le
сл е д уе т не т о л ь к о в а л го р и т м е р а н ж и р о в а н и я стр а -
н и ц — с в о е м гл а в н о м д е ти щ е , н о и п р и всех д о р а -
б о т к а х с в о е го и н те рф ей са и за п у с ке н о в ы х сервисов.
И н те р н е т — б л а го д а тн о е п о л е д л я э кс п е р и м е н то в со
с л у ч а й н о й в ы б о р ко й : м о ж н о п р е д л о ж и ть н е ско л ь ко
в е р с и й о ф о р м л е н и я с тр а н и ц ы , р е кл а м ы , в а р и а н то в
в ы б о р а сл о в а . Е ж е д н е в н о G o o g le п р о в о д и т ты с я ч и
п о д о б н ы х э кс п е р и м е н то в в со б ств е н н ы х целях. К р о -
м е т о го , о н а д а е т в о з м о ж н о с т ь т о ж е са м о е д ел ать
и к л и е н т а м . К п р и м е р у, ч то б ы р е кл а м о д а те л и м о гл и
л у ч ш е о ц е н и в а т ь эф ф е кти в н о сть св о е й р е кл а м ы на
G o o g le , к о м п а н и я ку п и л а ве б -а н а л м ти ч е скую ф ирм у,
п е р еи м е н о ва л а ее в G oogle A n a ly tic s и б е сп л атн о пр е -
д о ста в и л а в р а с п о р я ж е н и е к л и е н т о в . А н а л и з м о ж н о
н а зв а ть к о н к у р е н т н ы м п р е и м у щ е с тв о м G o o g le .
G o o g le п р о в о д и т исследования и д р у го го рода. О на
созд ает ч т о -т о вроде б и р ж и м н е н и й — ее с о тр у д н и ки
со ста в л я ю т п р о гн о з ы п о са м ы м р а зн ы м те м а м : успех
н о в ы х се р в и со в (с ко л ь ко л ю д е й б уд е т п ол ьзов аться
G m a il к 1 я н в ар я 2009 года?); п е р с п е кт и в ы п р о д у кт о в
G o o g le (ко гд а на р ы н ке п о яв и тся п е р в ы й м о б и л ь н ы й
те л е ф о н , р а б о та ю щ и й п о д о п е р а ц и о н н о й си с те м о й
A n d ro id G oogle?); работа ко н к у р е н т о в (ско л ь ко iP hone
п р о д а ст A p p le за пе р вы й год?). И н о гд а н а р о д о п р а ш и -
ваю т п р о сто ради развл ечения (к т о по б е д и т на ч е м п и -
о н а те п о б е й сб о л у? ), б и р ж а м н е н и й д а е т на уд и вл е -
н и е т о ч н ы е п р о гн о зы , ко то р ы е п о м о га ю т п р и н и м а т ь
ко н е ч н о , л ю д и то л ко в ы е , н о и н ф о р м а ц и е й п р е н е б р е -
гать не буд ем . К т о м у ж е ты с я ч и н а ш и х та л а н тл и в ы х
с п е ц и а л и сто в все вм есте зн а ю т не м е н ьш е н а ш е го » .
В т о м , ч т о ка са е тся т е х н о л о ги и с б о р а и а н а л и за
и н ф о р м а ц и и , б о л ь ш и н с т в у к о м п а н и й н е с о с т а в и т
о со б о го труда п о п р и м е р у G o o gle о с в о и ть а н а л и ти ч е с-
к и й и д е м о кр а т и ч е с ки й п о д хо д к п р и н я т и ю р е ш е н и й
в сф ере и н н о в а ц и й . Ч то д е й ств и те л ь н о делает G o o g le
н е д осягаем ой для о стал ьн ы х — это ее ко р п о р а ти в н а я
кул ьтура.
•Созданная, чтобы создавать»:
культура Google
У G oogle не о б ы чна я кул ьтура, и д р у ги м и н те р н е т-ко м -
п а н и я м удается в ы р а сти ть л и ш ь отд е л ьны е ее « п о б е -
ги » . О на те х н о кр а тн ч н а , в то м см ы сл е, ч т о л ю д и здесь
п р е у с п е в а ю т бл агодаря ка че ству с в о и х и д е й и своей
т е х н о л о ги ч е с ко й хва тке. С удя п о то м у , ч т о в G o o g le
п р о ц в е т а е т б и р ж а п р о гн о з о в , зд е сь в ы с о к о ц е н я т
и н т е л л е кт и м н е н и е с о тр у д н и ко в . А го, ч т о и м вы де-
л я ю т в р е м я д л я с о б с тв е н н ы х п р о е к т о в , го в о р и т о б
у в а ж е н и и к творчеству. К ро м е то го , в G o o g le всяче ски
с ти м у л и р у ю т и н те л л е кту а л ь н у ю д еятел ьность со тр уд -
н и ко в : ко м п а н и я , « за м е ш е н н а я » на т е х н о л о ги и , дает
и м в о з м о ж н о с т ь у ч и т ь с я у л у ч ш и х и з л у ч ш и х . О д и н
и з с о тр у д н и ко в на сайте G o o g le Jobs го в о р и л , ч т о е м у
о ч е н ь н р а ви тся п о с то я н н ы й ц и к л л е к ц и й « и зв е с тн ы х
исследователей всего м и р а » и о н н и ко гд а и х не п р о -
пускает: «Э то зд орово, что в G oogle серьезно относятся
к о б у ч е н и ю и о б р а зо в а н и ю л ю д е й » . О б и н те н си в н о сти
и р а зн о о б р а зи и и н те л л е ктуа л ь н о й п о д п и т к и в G oogle
сви д етел ьствует д р у го й р а сска з т о го ж е с о тр у д н и ка .
О с о б е н н о е м у з а п о м н и л с я д е н ь , к о гд а со с то я л а с ь
п р е зе н та ц и я к н и г и и з в е с тн о го и та л ь я н с ко го повара
М а р и о Б атали. «О н раздавал экзе м п л я р ы своей н о в ой
к н и г и , а на обед в каф е те р и и всех у го щ а л и б л ю д ам и
60
Harvard Business Review — Россия і Июнь — июль 2008
hbr russia.ru
предыдущая страница 59 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 61 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст