Инновационный механизм Google
Н е т а к д а в н о в N e w York T im e s б ы л а о п у б л и ко в а н а
статья, п о свя щ е н н ая я в н о м у н а с ту п л е н и ю G o o g le на
M ic ro s o ft, к о т о р а я го с п о д с тв у е т на р ы н к е о ф и сн ы х
п р и л о ж е н и й . В н е й п р и в е д е н ы сл ова б ы в ш е го п р о -
гр а м м и с т а M ic ro s o ft В и ка Г а н д о тр ы , о б ъ я сн я в ш е го ,
п о ч е м у о н « п е р е м е т н у л с я » в G o o g le : « С та л о я сн о ,
ч то G oogle — та ко е место, где я с м о гу реализоваться
в п о л н у ю силу. Д л я та ки х к а к я, п о м е ш а н н ы х на сво-
ей работе, в о зм о ж н о с ть за н е ско л ь ко недель создать
и за п у с т и т ь н о в ы й п р о д у к т — о гр о м н ы й с о б л а зн » .
П о в се й в и д и м о с т и , G o o g le м а с т е р с к и , б е з в с я к и х
б ю р о кр а т и ч е с ки х пр о ц е д ур о тб о р а п р о е к т о в удается
созд авать к о н к у р е н ц и ю и д е й п о ц е н н о с ти , ка че ству
и п р а кти ч н о с ти .
В ы б и р а е т р ы н о к . К ак р а зм е с ти ть и со че та ть д р у г
с д р уго м новы е п р и л о ж е н и я — п о д о б н о го генерал ьн о-
го пл ан а у G o o g le нет. Р уков о д ство к о м п а н и и считает,
ч то пользовател и сам и вы явят, ч т о к чем у м о ж н о п р и -
сп о с о б и ть и ч т о с чем «срастется». З н а ч и т, стр а те ги я
к о м п а н и и м е н я е тс я п о м е р е т о го , к а к к о н к р е т н ы е
п р и л о ж е н и я л и б о п р о ц в е та ю т и разрастаю тся, л и б о
ч а х н у т. Т о есть о тч а с ти и н н о в а ц и о н н у ю с т р а т е ги ю
G o o g le ф о р м и р у ю т м н о го ч и с л е н н ы е п о л ьзо в а те л и .
М о ж н о сказать, ч т о стратегия к о м п а н и и стр о и тся под
л о зу н го м « А у тс о р с и н г — в м ассы !».
В а ж н е е в се го н е ра зр а б о та ть и д е а л ьн ы й п р о д у кт ,
а, скорее, созд ать поб ол ьш е п о те н ц и а л ь н о п о л е зн ы х
п р и л о ж е н и й и п р е д о с та в и ть р ы н к у п р а в о в ы б р а ть
л у ч ш и е . Д а ж е с к р о м і ая часть о гр о м н о й а р м и и поль-
ю в а те л е й G o o g le (а их б ол ьш е 132 м л н ) — весьма вн у-
ш и тел ьное « ж ю р и » , о н о л е гк о справл яется с задачей
о ц е н и т ь д о сто и н ств а н о в о го п р о д укта . В числе п р о чи х
о с н о в о п о л а га ю щ и х п р и н ц и п о в к о м п а н и и есть та ки е :
не р а зб и р а е тся » . П о л о ж и м , в P ro c te r & G a m b le е го
с л и ш н и м н о в ы х п р о д у к т о в н и к о г о и не впе ча тл ят,
н о д л я о р га н и з а ц и и , сущ е с тв у ю щ е й м е н ь ш е д е с я ти
лет, т а ко й п р о гр е с с — п о ч т и п о д в и г. (Б р и н нообщ е-
т о р а с с ч и т ы в а е т в ы п у с к а т ь м е н ь ш е п р о д у к т о в , н о
с б о л ь ш и м ко л и ч е ств о м ф у н к ц и й , и н а ч е пол ьзовате-
л ям с ко р о пр и д ется в ы и с ки в а ть и х с п о м о щ ь ю п о и с-
ко в и к а са м о й G o o gle.)
С тр а те ги я т и п а « п у с ть расцветает сто ц ветов» о б р е -
кает на ги б е л ь м н о ги е п р о д у кт ы . О д н а ко р уко в о д ств о
G o o g le это, п о хо ж е , не пугает. Ш м и д т — «за » о б е и м и
р у ка м и : « Н е п о л у ч и л о с ь , и х о р о ш о — гл а в н о е б ы ст-
р о это п о н я ть и п р е д п р и н я ть н о в у ю п о п ы т к у » — та к
о н с ф о р м у л и р о в а л с в о ю т о ч к у з р е н и я в и н т е р в ь ю
E conom ist. А П е й д ж рассказал F o rtu n e , к а к по хва л и л
о д н о го руко во д и те л я, о ш и б ка к о т о р о го стоил а к о м п а -
н и и н е ско л ь ко м и л л и о н о в : «Я рад, ч т о вы о ш и б л и сь,
правд а. П о то м у ч т о м н е не н у ж н а к о м п а н и я , где все
о с т о р о ж н и ч а ю т и н и ч е го не д елаю т, л и ш ь бы не п р о -
м ахнуться. Я хочу, чтобы м ы т у г б ы стр о д вигал ись впе-
ред и о ч е н ь м н о го е делал и. Н о во е — это всегда р и ск
о ш и б к и . П о э то м у м ы д о л ж н ы о ш и б а ться » . С то и т ли
го в о р и ть , ч т о в ко р п о р а ц и я х р е д ко стол ь то л е р а н тн о
о тн о ся тся к р и ску, хотя всем и зв е стн о , ч то и н н о в а ц и я
и о ш и б к и и д у т р ука о б р уку.
К огд а р а зм ы ш л я еш ь о б и н н о в а ц и я х в G o o g le , на ум
п р и х о д и т сл ово «хаос». Н е д а ро м Ш о н а Б раун, ещ е д о
т о го к а к стала с та р ш и м в и ц е -п р е зи д е н то м G o o g le по
ко м м е р ч е с ко й д е яте л ьн о сти , в ы п у с ти л а с со а вто р о м
к н и г у « C o m p e tin g o n th e Edge: S tra te g y as S tru c tu re d
Chaos». Л асло Б о к, н а ч а л ь н и к отдела персонала и п о д -
ч и н е н н ы й Ш о н ы Б раун, рассказал E conom ist: «У нас
ц а р и т н е ко то р ы й хаос. Т во р чество вообщ е процветает
К руго во р о т вза и м о о тно ш е н и й G oogle, независим ы х
разработчиков, пользователей и реклам одателей
выгоден всем, особенно Google.
«все в н и м а н и е пользователям — остальное п р и л о ж и т-
ся» и « сн а ч а л а п о л е зн о сть , п о т о м п р и м е н и м о с т ь » .
К о гд а G o o g le не м о ж е т сам а о хв а ти ть м а кс и м а л ь н у ю
а уд и то р и ю , о н а п о ку п а е т но в ы е п р о д у кт ы — и м е н н о
п о э то м у б ы л и п р и о б р е те н ы Y ouT ube и D o u b le c lic k .
Н е б о я ть с я н е у д а ч и х а о с а . G o o g le о за б о ч е н а п о -
и с к о м е ш е о д н о го ко м м е р ч е с к о го « х и та » , с то л ь ж е
м о щ н о го , к а к п о и с к о в и к и р е кл а м а . К о м а п н и я вы -
п у с ка е т м н о ж е с т в о п р о д у кт о в в н а д е ж д е на то , ч то
н е ко то р ы е и з н и х станут « б л о кб астерам и». Н е впол не
п о н я т н о , с ко л ь ко п р и л о ж е н и й G o o g le по д д е р ж и в а е т
с е й ч а с (в ф е в р а л е 2008 го д а W ik ip e d ia п р и в о д и л а
ц и ф р у 123). В сво е м и н те р в ь ю Ш м и д т го в о р и л , ч то
и сам э т о го не зн ае т; о тв е ч а я н а д р у го й в о п р о с , о н
с ка за л , ч т о в л а в и н е н о в и н о к « п о ч т и н и к т о то л ко м
58
Harvard Business Review
Россия І Июнь — июль 2008
там , где все б ур л и т, где л ю д и с л у ч а й н о н а ты ка ю тся на
и д е и д р у г д р уга . Ч асто о н и д в и ж у тс я о щ у п ь ю , и не все
и х и д еи р еал изую тся б ы стр о » . Э то з н а ч и т, ч т о « р о ст-
к и » ка р д и н а л ь н о н о в ы х п р о д у кт о в , п р о б и в а ю щ и е с я
и з п о ч в ы G o o gle, д о п о р ы д о в р е м е н и м о гу т б ы ть не
в и д н ы , н о G o o g le и не то р о п и тс я .
П о к а е ш е тр у д н о с ка з а т ь , д е й с т в и т е л ь н о л и э то
л у ч ш и й п у ть к то м у, ч то б ы создавать о д и н за д р у ги м
б е с п р о и гр ы ш н ы е п р о д у к т ы . Н о у ж е м о ж н о у т в е р ж -
дать, ч то благодаря т а ко й стр а те ги и по яв и л о сь впечат-
ляю щ ее ко л ичество новы х п р и л о ж е н и й . А ко м п а н и я м ,
ко то р ы м н у ж н о п р о с то п р е д л о ж и ть р ы н к у побольш е
н о в ы х т о в а р о в и у с л у г, и се й ча с с т о и л о бы у ч и ть с я
п л а н и р о в а ть и н н о в а ц и и и б ы стро, б ез б у м а ж н о й в о -
л о ки т ы р азраб аты вать но в ы е п р о д у кт ы .
I hbr-russia.ru
предыдущая страница 57 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 59 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст