Инновационный механизм Google
не стол ько те хн о л о ги я ил и и н ф раструктура, скол ько
стратегия. Н е м енее в а ж н а т у г и ее ко р порати вная
культура.
Инновация как суть бизнеса
К о м п а н и я м , ж е л а ю щ и м брать п р и м е р с G oogle, не-
о б хо д и м о о б р а ти ть в н и м а н и е на ее ко р п о р а ти в н о е
у с тр о й с тв о — т у т м н о го е м о ж н о п о заим ств овать.
Р а ссм о тр и м сам ы е гл а вны е е го о со б е н н о сти .
И н н о в а ц и и — о б я за те л ь н а я ч а сть р а б о ты . О дна
и з о ч е в и д н ы х п р и ч и н усп е ха G o o g le на п о п р и щ е
и н н о в а ц и й з а к л ю ч а е т с я в т о м , ч т о к о м п а н и я ,
в о тл и чи е о т м н о ги х д р у ги х , о тв о д и т на их создание
рабочее врем я. А п о то м у новы е ид еи р о ж д а ю тся на
всех у р о в н я х в со о тв е тств и и с « ш та тн ы м и о б я за н -
н о с тя м и » . П р о гр а м м и с ты д о л ж н ы 80% с в о е го вре-
м е н и за н и м а ться п о и с ко в о й си сте м о й и р е кл а м о й ,
а остальны е 20% о н и м о гу т посвящ ать собственны м
п р о е к та м . О д и н и з н о в ы х п р о гр а м м и с т о в G o o g le
написал в б л о ге : « Н е в то м дело, чтобы занять себя
че м -то в сво б о д н о е врем я. П ро б л е м а в то м , к а к бы
н а й т и побол ьш е в р е м е н и . Н у н е т у м еня ещ е х о р о -
ш е го п р о екта , а о н м не позарез н у ж е н . Если н и ч е го
н е п р и д у м а ю , м еня за п и ш у т в д в о е ч н и ки » .
Р у ко в о д и те л и т о ж е о б я за н ы за н и м а ть ся и н н о -
в а ц и я м и . О с н о в н о й с в о е й р а б о те о н и д о л ж н ы
уд елять 70% в р е м е н и , д р у ги м п р о е к т а м , в п р о ч е м ,
свя за н н ы м с н е й , — 20% , а 10% — нов ы м н аправл е-
н и ям и п р о д у кта м . Н ед авно в к о м п а н и и появилась
та ка я д о л ж н о с т ь — « д и р е к т о р п о всем у о ста л ьн о -
м у» . О б я за н н о с ть н о в о го н а ч а л ь н и ка — р у ко в о д и ть
всем тем . ч т о п р о и с х о д и т в эти 10% р а б о че го врем ен и.
(С о т р у д н и ка м , ко то р ы е не о тн о с я тс я к м е н е д ж ер а м
и т е х н и ч е с ки м с п е ц и а л и ста м , в р е м е н и на и н н о в а ц и и
не о тв е д е н о — и н а п р а с н о .) За э т и м и « п р о ц е н та м и » ,
о с о б е н н о о т п у щ е н н ы м и п р о гр а м м и с т а м на и х п р о -
е к т ы , в н и м а т е л ь н о сл е д ят, х о тя о н и не п р и в я з а н ы
к н е д е л ьн о м у и л и д а ж е м е с я ч н о м у гр а ф и ку. С ка ж е м ,
ш е с ть м е с я ц е в и н ж е н е р м о ж е т з а н и м а т ь с я о с н о в -
н о й р а б о т о й , а п о т о м д в а м е с я ц а — с в о и м п р о е к -
т о м . Э т о й с х е м ы с та р а ю тс я п р и д е р ж и в а т ь с я д а ж е
ге н е р а л ь н ы й д и р е к т о р Э р и к Ш м и д г и у ч р е д и те л и
С е р ге й Б р и н и Л а р р и П е й д ж . Ч е тк и й ку р с на и н н о в а -
ц и ю , п о д д е р ж а н н ы й с тр а те ги е й уп р а в л е н и я , п ривел
к у с п е х у — п о я в л е н и ю м н о ж е с тв а н о в ы х п р о д у кт о в
и ф у н к ц и й . М ар и сса М е й е р , в и ц е -п р е зи д е н т G o o g le
п о п о и с ко в ы м п р о д у кт а м и работе с пол ьзовател ям и ,
вы ступая в С тэнф орде, сказала, что в послед ние п о л го -
да п р о гр а м м и с ты за эти 20% в р е м е н и созд али больш е
50 н о в ы х п р о д у кт о в — п о л о в и н у всех р а зр а б о та н н ы х
н о в ы х п р о д у кт о в и серверов, в кл ю ч а я G m a il, AdSense
и G o o g le News.
В н е д р и ть н о в о е — п р о сто . П р е ж д е чем ко м п а н и я
возьм ется за о че р е д н о й п р о е к т, идея д о л ж н а п р о й т и
о т б о р о ч н ы й к о н к у р с . Ее н а д о в о п л о т и т ь в о п ы т н о м
образце, за п усти ть п и л о т н у ю в е р с и ю и о п р о б о в а ть ее
на реальны х пользователях в ко н т р о л и р у е м о м о к р у -
ж е н и и . Н о не с т о и т д ум а ть, ч то в G o o g le у тв е р ж д е н и е
и д еи — это д ол гая б ю р о кр а ти ч е с ка я п р о ц е д ур а . К а к
н а п и с а л в с в о е м б л о ге е щ е о д и н п р о гр а м м и с т , т у т
все делается б ы стр о и п р о сто : « С пустя м е ся ц ра б о ты
в G oogle я сказал п р и я те л ю и з по д р а зд е л ен и я G m a il,
ч то м не ко е -ч то не н р а ви тся в и х п о ч те . Я д у м а л , о н
посоветует м н е о ста ви ть за п и сь в систем е учета и о б -
р а б о тки о ш и б о к . Н о о н сказал , ч то л учш е м не сам ом у
все и сп р а ви ть, п о ка за л , к а к взять с сервера п р о гр а м -
м у — и схо д н ы й ко д д л я G m a il. Н а с л е д у ю щ и й д е н ь
о н и по см о тр е л и м о ю п р и м о ч к у , а че р е з н е д е л ю у ж е
приделали ее. М ен я поразило, что м о ж н о та к свобод но
работать с л ю д ь м и и з д р у ги х отд ел ов, п о д кл ю ч а ть ся
к и х испо л няе м ы м м од улям , ч т о п р о гр а м м и с та м д ове-
ряю т, что все го то вы в л е п е ш ку расш иб и ться, л и ш ь бы
пользователям б ы л о у д о б н е е .
.. М н е не п р и ш л о с ь н и
у к о го вы п р а ш и ва ть р а зр е ш е н и я на э ту р а б о ту» .
Ч то касается и н н о в а ц и й , то т у т G oogle предоставляет
сотруд никам б ол ьш ую свободу, у ка ж д о го п р о гр а м м и с-
та есть i ьтне создать но в ы й п р о д у кт или ф ун кц и ю . Э тим
G oogle не то л ь ко привл екает вы со ко кл а ссны х спец иа-
л и сто в (в то м числ е л у ч ш и х в м и р е ко м п ь ю те р щ и ко в ,
ста ти с ти ко в и э к о н о м и с то в ), н о и о б е сп е ч и в а е т себя
н еиссякаем ы м и с т о ч н и ко м н о в ы х и д ей и п р о д у кт о в .
56 Harvard Business Review — Россия i Июнь — июль 2008
hbr-russia.ru
предыдущая страница 55 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 57 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст