Инновационный механизм Google
вы ведете б и з н е с в и н т е р н е т е . П р и в е д е м в п р и м е р
A m a z o n — о н а п о зв о л я е т н е за в и с и м ы м р а зр а б о тч и -
ка м пр е д л а га ть с в о и то в а р ы на ее пл атф орм е. К о м п а -
Кому стоит брать пример
с Google?
н и я в ы и гр ы в а е т на т о м , ч т о м о ж е т л е гк о о тсл е ж и в а ть
и ко н тр о л и р о в а ть их. С ка ж е м , A m azon разреш ает внеш -
н е м у р а з р а б о тч и ку , A m a z o n L ig h t 4.0, п о д кл ю ч а ть ся
к ее к н и ж н о й базе д а н н ы х с п о м о щ ь ю е го и н те р ф е й -
са. К р о м е т о го , Л 1.4 б е р е т н о в о сти о т Yahoo, б л о гги н г
о т G o o g le , т э г г и н г о т d e l.ic io .u s и п о и с к о в и к о т eB ay
и со е д и н я е т и х в о д и н сервис. К огд а пользователь ре-
ш ает к у п и т ь к н и гу , с л у ж б а A L4 направл яет за п р о с на
A m a z o n . И зн а ч а л ь н о A L 4 предоставл ял сс ы л ки и на
N e tflix и i I'unes, но, п о с ко л ь к у A m a z o n б ы л а гл авны м
се р в и со м , б л а го д а р я к о т о р о м у A L4 за кл ю ч а л а сдел-
к и и п о л уч а л а п р и б ы л ь , A m a z o n у п о тр е б и л а вл асгь
и вы д авил а э ти х к о н к у р е н т о в и з сво е й эко си сте м ы .
Гл ав н ы м с ти м у л о м к о б р а зо в а н и ю п о д о б н ы х с о ю -
зо в с л у ж и т н а д е ж д а на то , ч то все п о л у ч а т п р и б ы л ь .
О д н а ко на р а н н и х ф азах р а зр а б о тки п р и л о ж е н и я п р и -
б ы л ь суш е сгв уе т то л ь ко в те о р и и . И и G o o g le , н и е го
создатели не м о гу т сказать, к а к к н о в и н ке отнесутся
п о л ь зо в а те л и . В у с л о в и я х т а к о й н е о п р е д е л е н н о с ти
н е з а в и с и м ы е р а з р а б о т ч и к и ч а с т о п р е д п о ч и т а ю т
со зд а в а ть и те с ти р о в а ть п р и л о ж е н и я , не з а кл ю ч а я
зар а не е к о н т р а к т а с « ц е н т р о м » и не д о го в а р и в а я сь
о р а сп р е д е л е н и и п р и б ы л и . Т а ки м о б р а зо м , тр уд н ы е
и д о л ги е п е р е го в о р ы о ткл а д ы в а ю тся д о тех по р , по ка
не наберется н е ка я кр и ти ч е с ка я масса пользователей
н о в о го п р о д у кт а и не буд ет м и н и м и з и р о в а н а ве р о ят-
н о сть н е уд а ч и . Э то в ы го д н о всем : по л ьзо в а те л ям —
п о то м у ч то о н и бы стрее п о л уч а ю т д о ступ к послед ним
н о в и н к а м , G o o g le — п о т о м у ч то но в ы е п р и л о ж е н и я
у в е л и ч и в а ю т т р а ф и к , р а з р а б о т ч и к у — п о т о м у ч то ,
если е го п р и л о ж е н и е « п р и ж и в е т с я » , уве л и чи в а ю тся
е го ш ансы з а к л ю ч и т ь с G o o g le более в ы го д н ы й д о го -
во р о р а сп р е д е л е н и и п р и б ы л и . О д н а ко в к о н е ч н о м
сч е те G o o g le все р а в н о к о н т р о л и р у е т а р х и т е к т у р у
с в о е го б и зн е с а , п о т о м у ч т о т о ч н о зн ае т, н а с ко л ь ко
п о п у л я р е н т о т и л и и н о й н о в ы й с е р в и с , с а м о с т о я -
те л ь н о реш ает, ч т о с то и т р а зм е щ а ть у себя, а ч т о нет,
и в н о с и т с в о й в к л а д в п о т р е б и т е л ь с к у ю ц е н н о с т ь
л ю б о й н о в и н к и .
Н о к о н т р о л ь и п р и тя за н и я н а п о ка з не вы ставляю т.
Р а зр а б о тч и ки , н а ц е л е н н ы е на созд ание э ко си сте м ы ,
все м и с и л а м и ста р а ю тся и зб е ж а ть д а ж е в и д и м о с ти
к о н к у р е н ц и и ; ра д и э т о го о н и всем п р е д л а га ю т св о ю
п о м о щ ь . К п р и м е р у, р у ко в о д и те л и G o o g le р е д ко у п ус-
к а ю т в о з м о ж н о с т ь н а п о м н и т ь м и р у , ч т о о н и — не
к о н к у р е н т ы С М И и ко н те н т-п р о в а й д е р а м . Н а п р о т и в ,
о н и н а зы в а ю т м е д и а к о м п а н и и с в о и м и п а р тн е р а м и .
Н о не всех удается в этом уб е д и ть. М а р т и н С оррелл ,
ге н е р а л ь н ы й д и р е к т о р р е к л а м н о г о г и г а н т а W P P
G ro u p , в го д о в о м о т ч е т е за 2006 го д о т м е т и л : д р у г
G o o g le и л и н е д р у г — н е я с н о , и , суд я п о с д е л ка м
G o o g le , ее н а м е р е н и я п р о с ти р а ю тс я го р а зд о д альш е
Если ваш а ко м п а н и я стрем ится усоверш енствовать процесс
создания и н н о в а ц и й , п од ум айте, к а к м о гл и б ы в а м пригодиться
наработки Google.
Терпение стратега
ПЛЮ СЫ
• Возможность создать
охватывающ ую весь рынок
экосистему и благодаря
этому достичь превосходства
К О М У РЕКОМЕНДУЕТСЯ
• Ком паниям с всеохватной
миссией и потенциально
огром ны м ры нком
• Компаниям, продукция
которых востребована только
при наличии экосистемы
проду к т ов - дополни телей
• Компаниям , ценность
продукта которых растет,
когда и м пользуется
больш ое сообщ ество или
ш ирокий круг потребителей
М ИНУСЫ
• Рынок может м.и а згпъ
ком панию за недостаточную
оперативность на «коротких
дистанциях»
• М енее терпеливый соперник
может лучш е/быстрее
обратить в деньги отдельные
стратегические возможности
. С ложно удерживать
молодые талантливые
кадры чем больш е выбор,
тем меньше стимулов долго
сидеть на одном месте
Инфраструктура, рассчитанная
на поддерж ку инноваций
ПЛЮ СЫ
• Эффект масштаба
производства
• Возможность поддерживать
сторонние ф ирмы , чтобы
быстрее выпустить новые про-
дукты или усовершенствовать
старые
К О М У РЕКОМЕНДУЕТСЯ
• Ком паниям , которые
стремятся в непрерывный
процесс разработки продуктов
вовлечь внеш них специалистов
или пользователей
• Ком паниям , для которых
важ но отслеживать
инновационны й процесс
от начала до конца
• Ком паниям , экосистемы
которых позволяю т о п ти м и -
зировать и контролировать
инф орм ационны й поток
М ИНУСЫ
• Д аж е ком паниям , гораздо
бопее скром ны х, п о с ранне
и и о с Google, масштабов,
трудно и д орого создать
и поддерживать сложную
ИТ-инф раструктуру
о н л а й н о в о й ре кл а м ы . G oogle рассчиты вает благодаря
сво е й п л а тф о р м е с п р и л о ж е н и я м и , п р е д о с т а в л я ю -
щ и м и к о н т е к с т н у ю р е к л а м у , п о м о га т ь м е д и а к о м -
п а н и я м о т с л е ж и в а т ь э ф ф е к т и в н о с т ь и х р е к л а м ы ,
а рекл а м о д а те л ям — в ы б и р а ть, где п р о в о д и т ь а к ц и и :
в печатны х газетах и ж ур н а л а х, на радио, тел евид ении,
в м о б и л ь н ы х устр о й ств а х и л и и н те р н е те . В п о л н е в о з-
м ож но, что, реш ая п р о б л е м ы п а р тн е р о в п о экосистем е
54
Harvard Business Review — Россия I Июнь — ию ль 2008
hbr-russia.ru
предыдущая страница 53 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 55 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст