С охранять стратегическое сп око й стви е ко м п а н и и
п ом о га ю т ясность целей и вни м а ни е к деталям. Что бы
ни делала Google, все льет воду на ее мельницу
м н о ж е с т в о н е п р и б ы л ь н ы х . К о м п а н и я , е сте ств е н н о ,
о за б о че н а р а с ш и р е н и е м кр у га пользовател ей и к л и -
е н то в , но, п о м н е н и ю ее р у ко в о д и те л е й , со врем ен ем
э к о н о м и ч е с к а я м о д е л ь и д е н ь ги са м и все у с тр о я т.
В 2007 го д у на ко н ф е р е н ц и и и н в е с т и ц и о н н о го б а н ка
B ear S tearns Э р и к Ш м и д т сф о р м ул и р о в а л эту и д е ю
так: «С начала прославиться, по то м р а зб огатеть.
.. Если
вы м ож ете создать у н и ка л ь н ы й у с то й ч и в ы й б изнес, вы
всегда п р и д ум а е те , к а к сделать д е н ь ги » .
И н ы м и сл овам и, тр иста л ет н у ж н о д а л е ко не на все.
« О р га н и за ц и я м и р о в о й и н ф о р м а ц и и » — заявл енная
м иссия G oogle, о д н а ко у ко м п а н и и есть и м енее возвы -
ш е н н а я, н о не м енее ва ж н а я задача — ко м м ер че ска я .
П ервы й весьма уд а чн ы й способ ее реш ения — реклам а
в п о и с ко в о й систем е.
С о х р а н я ть с т р а те ги ч е с ко е с п о ко й с т в и е к о м п а н и и
п о м о га ю т я сн о сть целей и в н и м а н и е к д етал ям . Ч то
б ы н и делала G o o g le , все л ьет во д у на ее м е л ьн и ц у.
С л о в н о тр о п и ч е с ка я л и а н а , т о т у т то там о н а п уска е т
все н о в ы е и н о в ы е п о б е ги . Э то ей удается п о то м у, ч то
о н а х о р о ш о усво и л а п р и н ц и п : и н ф о р м а ц и ю следует
у п о р я д о ч и в а т ь и схо д я и з за п р о с о в п о л ь зо в а те л е й .
К о м п а н и и , ж е л а ю щ и е п е р е н я ть о п ы т G o o g le , п р е ж д е
всего д о л ж н ы по н я ть, ч то о гр о м н о й ин ф р аструктур о й ,
р а в н о к а к и м н и м ы м хаосом , о к о т о р о м м ы п о го в о -
р и м н и ж е , у п р а в л я ю т по ср ед ств ом п р о с ты х и ч е тки х
п р а в и л .
«Созданная, чтобы создавать»:
инфраструктура Google
G o o g le израсход овала м и л л и а р д ы д о л л а р о в на созда-
н и е св о е й п л а тф о р м ы в и н те р н е те и на р а з р а б о тку
со б ств е н н ы х п р о гр а м м . Б л агод аря м о щ н ы м к о м п ь ю -
те р н ы м се тя м к о м п а н и я м о ж е т га р а н т и р о в а т ь т р е -
б уе м ы й у р о в е н ь п о д д е р ж к и всех св о и х п р и л о ж е н и й
и за д о л ю се ку н д ы предоставл ять о тв е ты на за п р о сы
пользователей. Здесь научил ись бы стро разрабаты вать
и з а п у с ка л , н о в ы е сервисы . Ф и р м е н н ы е п р о гр а м м ы
д л я у п р а в л е н и я се тью о б е с п е ч и в а ю т б е с п р и м е р н ы й
к о н т р о л ь н а д ее ко н ф и гу р а ц и е й и р а зв и т и е м (со о т-
в е т с т в е н н о , и н а д с т р а т е ги е й ). У и н ф р а с т р у к т у р ы
G o o gle есть н е с ко л ь ко гл а вн ы х х а р а кте р и с ти к.
М асш та б и р уе м о сть . Хотя и н те р н е т д о ступ е н л ю б о й
ко м п а н и и , и м е н н о G o o gle пр и д ум а л а , к а к сделать на
этом бизнес, и благодаря к р у п н ы м и н в е сти ц и я м созда-
ла со б ств е н н ую платф орм у, ко то р а я м о ж е т п о д д е р ж и -
вать и м н о ж е с тв о н о в ы х ф у н кц и й , и р а стущ и й спрос
на п о п у л я р н ы е с е р в и сы . С удя п о н е о ф и ц и а л ь н ы м ,
н о ча сто п р и в о д и м ы м с та ти с ти ч е с ки м д а н н ы м , сеть
G o o gle со сто и т п р и м е р н о и з м и л л и о н а ко м п ь ю те р о в ;
эта с тр у кту р а п о зво л яет п о д кл ю ч а т!, новы е кластеры
ко м п ь ю те р о в , м гн о в е н н о р а сп озн а е т и х, н о н и ста н о -
вятся д о с т у п н ы м и д л я и с п о л ь зо в а н и я п о всей сети.
П р о гр а м м н о е об еспечение, ко то р о е тв о р и т подобны е
чудеса, представляет собой пр и спо соб л е н н ую для н уж д
G o o g le в е р с и ю о п е р а ц и о н н о й си сте м ы с о т к р ы т ы м
ко д о м L in u x (он а и создана с расчетом на то , ч то л ю -
б о й м о ж е т сове р ш е н ство ва ть ее, добавл яя по л е зн ы е
ф у н кц и и ).
Ещ е о д н а о со б е н н о сть и н ф р а с тр у кту р ы — м асш та-
б и р у е м о с т ь и н те р н е т-п л а тф о р м ы . Е сли, к п р и м е р у ,
G o o g le п онад об ится н о в ы й ц е н т р д а н н ы х, ф и р м ен н о е
П О м гн о в е н н о п о д к л ю ч и т е го к сети. К о м п а н и я неза-
м е тн о д л я пользователей пе р ем е щ а ет о гр о м н ы е мас-
си в ы и н ф о р м а ц и и п о з е м н о м у ш а р у в со о тв е тств и и
с п о т р е б н о с т я м и с е ти . Д л я у п р а в л е н и я п е та б а й та -
м и д а н н ы х , с о б р а н н ы х G o o g le , н у ж н ы сп е ц и а л ь н ы е
с р е д с т в а у п р а в л е н и я б а з а м и д а н н ы х . П о с к о л ь к у
к о м м е р ч е с ки е си сте м ы у п р а в л е н и я б а за м и д а н н ы х
не в с о с т о я н и и б ы л и э ф ф е к т и в н о о б р а б а т ы в а т ь
с то л ь з н а ч и т е л ь н ы е о б ъ е м ы и н ф о р м а ц и и , G o o g le
создала для сво е й сети р а сп ре д е л е н н ую базу д а н н ы х
B ig ta b le — о н а п р е д н а з н а ч е н а д л я х р а н е н и я ко л о с -
сал ьн ы х об ъ ем ов и н ф о р м а ц и и и уп р а в л е н и я и м и .
У с к о р е н н ы й ц и к л р а з р а б о т к и п р о д у к т а . И н ф р а -
с т р у к т у р а G o o g le п о з в о л я е т э ф ф е кт и в н о и б ы с т р о
о сущ ествл ять весь ц и к л р а зр а б о тки п р о д у кт а . П р о т о -
ти п ы п е р с п е кт и в н ы х п р и л о ж е н и й G o o g le разм ещ ает
на сво е й пл атф орм е; если ка ки м -н и б у д ь и з н и х за и н -
тересую тся пользователи, р а зр а б о тч и ки за пуска ю т е го
б е та -в е р си ю и с м о тр я т, н а с ко л ь ко о н о буд ет в о стр е -
б о в а н о у м н о го ч и с л е н н ы х п р е д а н н ы х п о к л о н н и к о в
G oogle. Если ка ко е -то п р и л о ж е н и е становится о со б е н -
н о п о п у л я р н ы м , в сети G o o g le д л я н е го всегда н а й д у т-
ся вы ч и сл и те л ь н ы е м о щ н о с т и . В пр о ц е ссе перехода
п р о д у кт а о т ал »фа- к бета-ф азе G o o g le о д н о в р е м е н н о
и те сти р уе т е го , и пр е д л а га е т сообщ еству пол ьзовате-
л е й . 11ровести гр а н ь м е ж д у те с ти р о в а н и е м п р о д у кта
и в ы в о д о м е го на р ы н о к п р а к т и ч е с к и н е в о з м о ж н о .
В заи м о о тн о ш е н и я с пользователям и становятся совер-
ш е н н о о со б ы м и : п о мере т о го к а к новы е п р о д у кт ы о б -
ретаю т ф о р м у и развиваю тся, пользователи ф акти чес-
к и за д а ю т те м и и н а п р а в л е н и е и х д о р а б о т к и . G o o gle
не то л ь ко вы п о л н я е т альф а- и б е та-тестирование п р и -
л о ж е н и и , о н а встраивает и х в с в о ю с тр у кту р у . Тогда
пользователи G oogle естественны м образом переходят
hbr-russia.ru
Июнь — июль 2008
Harvard Business Review — Россия
51
предыдущая страница 50 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн следующая страница 52 Harvard Business Review Russian 2008.06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст