1995
Теория игр
раздел мат емат ики, но применит ь ее выводы к экономике
и к бизнесу очень заманчиво. Одна из лучших попыт ок этого рода — работа
Брандербургера и Нейлбаффа. Они создали классификацию бизнес-игр. их элемен-
тов и правил. Предлагаемый ими принцип «соконкуренции» позволяет выйти
из игры победителем и при эт ом не разорить конкурентов. Все приемы даются
на примерах реальных компаний, чт о делает статью не только убедительной,
но и увлекательной. Глубина и остроумие этого исследования позволили ему
пережит ь своих героев
многие из них у ж е исчезли с бизнес-горизонта.
Зато, благодаря его выводам, компании могут вести свою игру.
Правильная игра:
теория игр и стратегия
Адам Бранденбургер, Барри Нейлбафф
Б
и з н е с — и г р а с в ы с о к и м и с т а в
н а м и .
И сам язы к, которым
мы описываем ее, отражает
наш е к ней отнош ение. М ногие
выражения заимствованы из воен-
ной и спортивной лексики. Но ведь
бизнес — не война и не спорт: если
вы одерживаете победу в бизнесе,
это не значит, что кто-то другой
потерпел поражение. Ком пании
вполне м о гут преуспевать, и не
пуская по миру конкурентов. Хотя
даже виртуозное владение техни-
кой игры не гарантирует успеха,
если вы выбрали не ту игру.
13 бизнесе самое главное — играть
в правильную игру. Но как это по-
нять и что делал., если вы выбрали
не гу? Чтобы помочь руководите-
лям ответить на эти вопросы, мы
на основе теории игр разработали
свою систему.
Теория и гр пол учи л а о ко н ч а -
тельное признание в 1994 году —
тогда Д ж он Н эш , Д ж о н Харшань
и Рейнхард Зелтен получили Н о-
белевскую премию в области эко-
ном и ки за «новаторский анализ
равновесия в теории игр с проти-
воположными интересами». А на-
чалось все в 1944-м, когда матема-
тик Джон фон Нейман и экономист
О скар М оргенш терн вы пустили
кн и гу «Теория игр и экономичес-
кое поведение». Их труд был сразу
же провозглаш ен одним из вели-
чайш их научны х откр ы ти й века.
А вторы предлож или систем ати-
ческий подход к пониманию того,
как ведут себя игроки в ситуациях,
когда удача каждою зависит от всех
остальных. Фон Нейман и Морген-
штерн выявили два типа игр. Пер-
вый — игры по правилам: игроки
соблюдают оговоренные условия,
к примеру, контракт, договор о зай-
ме, соглашения о торговле. Второй
тип — нерегламентируемые игры:
и гр о ки действую т на свой страх
и риск, их не сдерживают жесткие
правила. Скажем, продавцы и поку-
патели заключают сделку, которая
выгодна им, а не которую им кто-то
предпишет. Бизнес играет в игры
обоих типов.
С огласно те о р и и и гр к играм
по правилам применим принцип
«каждое действие вызывает п р о -
тиводействие». Но, в отличие от
третьего закона динамики Ньютона,
противодействие не обязательно
должно бьгп. равной силы и проти-
воположной направленности. Что-
бы понять, как отреагируют на ваш
ход другие, надо проиграть в уме
все вероятные ответные маневры
(в том числе ваши собственные) на
их действия — и заглянуть как мож-
но дальше, после чего «обернуться
назад» и поняті., что делать сегодня,
чтобы получит», желаемое.
^
Для нерегламентируемых игр те-
V
орня игр предполагает другой прин-
|
пип: нельзя извлечь из игры бол».-
І
ше, чем в нее вклад».іваешь. Но что
I
86
Harvard Business Review — Россия
Май 2008 I hbr-russia.ru
предыдущая страница 85 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 87 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст