Осваиваем систему управления
д о л ж н ы б у д у т о р и е н ти р о в а т ь с я с о т р у д н и ки . С в о д ки
д а н н ы х п о к л ю ч е в ы м п о ка за те л я м э ф ф е кти в н о с ти
к о н к р е т н о го процесса, в ы ве ш ен н ы е на д о й ка х о б ь я в -
л е н и й и л и на сайте к о м п а н и и , б у д у т и н ф о р м и р о в а ть
л ю д е й о ход е р а б о ты . К п р и м е р у , в о д н о й к р у п н о й
а п те ч н о й сети есть особая систем а и н ф о р м а ц и о н н ы х
п а н е л е й : д и р е к т о р к а ж д о й а п т е к и м о ж е т п о л у ч а ть
л ю б ы е д а н н ы е п о ф и н а н со в ы м и о п е р а ц и о н н ы м п о -
казателям — тем , ко то р ы е, ка к свидетельствует статис-
т и ч е с ки й а н а л и з, о со б е н н о зави сят о т работы и м е н н о
е го а п те ки . Н а па не л и т а кж е вы вод ятся е ж ем еся чн ы е
кв а р та л ь н ы е р е й т и н ги а н а л о ги ч н ы х а п те к сети — о н и
ра ссчи ты ва ю тся п о ш ести кл ю ч е в ы м парам етрам .
П лан п р о д а ж . К ром е то го , м енед ж еры д о л ж н ы о п р е -
д е л и ть, ка к и е ресурсы п о тр е б ую тся д л я вы п о л н е н и я
стр а те ги ч е ско го плана. Н о п р е ж д е целевой показатель
о б щ и х п р о д а ж н у ж н о р а зб и ть на н е ско л ь ко п у н кто в :
объ ем п р о д а ж , а ссо р ти м е н т, отд ельны е зака зы , ц и кл
пр о и зво д ства , сд елки (см . п р и м е р усл о вно й ко м п а н и и
T o w e rto n F ina n cia l во врезке « В ы п о л н е н и е пл ан а п р о -
д а ж » ). У о р га н и за ц и й с о тл а ж е н н о й си сте м о й п л а н и -
рования ресурсов (F.RP) есть сведения п о ассортим енту,
кл и е н та м и кол ичеству сделок, и эти д анны е впол не го -
дятся для расчетов. П он ачал у м о ж н о запланировать бо-
лее в ы со ки е объ ем ы п р о д а ж , п о п р о с ту уве л и чи в п о ка -
затели о тч е тн о го периода на н е ки й ж елаем ы й процент.
П о л уче н н ы е т а ки м образом показатели дальш е м о ж н о
изм енять, на п р и м е р , увел ичивая м и н и м а л ьн ы й разм ер
заказа. И н а ко н е ц , к о м п а н и и с ш и р о к и м н а б о р о м д а н -
ны х м о гу т о ц е н и ть правд опод обность своих п р о гн о зо в
п о п р о д а ж а м п о м етод у сц е н а р н о го п л а н и р о в а н и я , то
есть п р о а н а л и зи р о в а ть их, задав ал ьтернативны е э к о -
н о м и ч е с ки е и ко н к у р е н т н ы е парам етры .
П лан и с п о л ь зо в а н и я р е сур сов и м ощ н остей . П о д го -
то в и в ц и ф р ы п о п о в ы ш е н и ю п р о д у кт и в н о с ти за счет
м о д е р н и з а ц и и п р о ц е ссо в и п о ка за те л и п р е д п о л а га -
е м ы х о б ъ е м о в п р о д а ж , к о м п а н и я д о л ж н а о ц е н и т ь ,
ка ки е ресурсы ей понад об ятся на б л и ж а й ш и й год для
д о с ти ж е н и я стр а те ги ч е ски х целей. Н аш и зл ю б л е н н ы й
и н с т р у м е н т на э т о м этапе — м е то д р а сп р е д е л е н и я
затрат п о ви д а м д еятел ьности с уче то м вр ем ен и
(tim e -
d riv e n a c tiv ity -b a s e d c o s tin g , T D A B C ).
П о н а ч а л у м етол
р а сп р е д е л е н и я за тр а т п о в и д а м д е я те л ь н о с ти
(А В С )
п р о л н я ч н я ч я л с я д л я о п р е д е л е н и я с е б е с т о и м о с т и
и п р и б ы л ь н о сти процессов, п р о д у кц и и , потребител ей,
каналов, р е ги о н о в и бизнес-подразделений (об этом мы
п о го в о р и м в главе «Э тап 5»). Н о вы й е го вариа»гг — ЛВС
с уче то м в р е м е н и — позвол яет п р о гн о з и р о в а л , ресур-
сы , н е о б хо д и м ы е д л я б уд ущ и х п р о д а ж . T D A B C — это
систем а ур а в н е н и й , ко то р ы е основы ваю тся на д а нны х
за п р о ш л о й пе р и о д ; эти ур а вн е н и я о п и сы в а ю т, ка ки е
ресурсы , то есть л ю д и , оборуд ование и про и зво д стве н-
ны е м о щ н о с т и н у ж н ы д л я р а з л и ч н ы х с д е л о к и п р и
и зм е н е н и и сп р о са. О с в о и в м е то д T D A B C , ко м п а н и я
см о ж е т л е гко обновлять эта уравнен ия п р и по вы ш е ни и
п р о и звод ител ьности, у ж е «состоявш ейся» и л и то л ько
о ж и д а е м о й в резул ьтате м о д е р н и з а ц и и п р о ц е с с о в
(к а к и х и м е н н о — о п р е д е л я е тся н а п е р в о й с т у п е н и
этого этапа). Затем м е не д ж ер ы за кл а д ы в а ю т д а н н ы е
п о д р о б н о го пл ан а п р о д а ж (с о с та в л е н н о го на в то р о й
ступ е н и ) в эта о б н о в л е н н ы е ур а в н е н и я и видят, ка ки е
ресурсы н у ж н ы для е го вы п о л н е н и я (см . вр е зку « П л а н
испол ьзования ресурсов»). Рассчитав ресурсы , ко м п а -
ния выделяет н у ж н о е кол ичество л ю д е й , оборудования
и тл ., учи ты ва я в о зм о ж н ы е ко л е б а н и я спроса.
Д и н а м и ч е с ки й о п е р а ц и о н н ы й и ка п и та л ь н ы й б ю д -
ж е ты . К а к т о л ь к о м е н е д ж е р ы о п р е д е л я тс я с р е с у р -
сами на б у д у щ и й п е р и о д , и м б уд е т л е гк о р ассчитать
со о тве тств ую щ и е ф и н а н со вы е п о ка за те л и . T o w e rto n
F in a n cia l (о н е й го в о р и тс я в о в р е зке ) зн а е т, с ко л ь ко
в м есяц е й б уд ут с то и ть с о тр у д н и ки — б р о ке р ы , б ух-
галтеры , специал исты п о ф и н а н со во м у п л а н и р о в а н и ю
и по о б сл уж и ва н и ю кл иентов, И Т-консультанты , а такж е
во ч то е й о б о й д е тся работа к о м п ь ю т е р н ы х серверов
и их о б сл уж и в а н и е . Ч тоб ы составить б ю д ж е т п о ка ж -
д о м у т и п у ресурсов, д о ста то чн о у м н о ж и т ь сто и м о сть
од ной е го е д и н и ц ы на общ ее их кол ичество. О сн о в н ую
часть б ю д ж ета на ресурсы со сга вл я ю г за гр а ты на пе р -
сонал: о н и о тно сятся к о п е р а ц и о н н ы м расходам . Рас-
ходы на увел ичение т а к о ю ресурса, к а к обор уд о в а ни е
(напри м ер, серверов), д о л ж н ы б ы ть о тр а ж е н ы в смете
капитал ьньїх расходов. Т аки м об р а зо м , о п е р а ц и о н н ы й
и капитал ьны й бю д ж еты бы стро и л о ги ч н о рассчиты ва-
ю тся на основе пл ан а п р о д а ж и о п е р а ц и о н н о го плана;
теперь их не н у ж н о спуска ть сверху и л и о б суж д а ть за
столом п е р е го в о р о в . П о с ко л ь ку ко м п а н и я составила
детальны й п р о гн о з доходов и привязала к нем у затраты
на ресурсы , то с п о м о щ ь ю п р о с го го вь«читання м о ж н о
п о л учи ть п о л н у ю ка р ти н у пр и б ы л е й и у б ы тко в п о ка ж -
д о м у п р о д у кту , кл и е н ту, ка н а л у и р е ги о н у. К о м п а н и и ,
которы е переш ли о т год овы х б ю д ж етов к квартал ьны м ,
м с гу т т а ки м ж е образом рассчиты вать затраты на л ю -
бой пе р и о д , для к о т о р о го у н и х есть п л ан п р о д а ж .
На последней стадии составления бю д ж ета ко м п а н и я
вы деляет средства на н е п р о и зв о д с тв е н н ы е расходы .
Т оп-м енед ж еры м о гу т и сп о л ьзо ва ть и х п о св о е м у ус-
м о тр е н и ю , н а п р и м е р , на п р о е к т ы п о м о д е р н и за ц и и
процессов, на рекл ам у и м арке ти н го вы е а кц и и , научно-
исгл е л ов яте л ы ки е ра б о ты , п р о гр а м м ы о б уч е н и я пе р -
сонала и р е м о н т о б о р уд о в а н и я . О бъ ем эти х расходов
о пы тн ы е руковод ител и о пред ел яю т на гл а зо к, п о ка е го
нельзя рассчитать с п о м о щ ь ю а н а л и ти ч е с ко й м одели.
И та к, ко м п а н и я з а ко н ч и л а к о м п л е к с н о е п л а н и р о -
вание с т р а те ги и и составил а п л а н д е й с т в и й , т о есть
сф орм ул ировал а с тр а те ги ю , о пр ед е л и л а цел и, п о к а -
затели и с тр а те ги ч е ски е и н и ц и а т и в ы , р е ш и л а , ка ки е
процессы в п е р в ую очеред ь т р е б у ю т м о д е р н и за ц и и ,
ка ки м д о л ж е н б ы ть объ ем п р о д а ж , к а к и е е й н у ж н ы
ресурсы, вы делила н е п р о и зво д ств ен н ы е расходы , под-
гсго в и л а п р о гн о з д оход ов и п л ан п р и б ы л е й и уб ы тко в
78
H arvard B usiness R eview — Россия і М а й 2 0 0 8
hD r-russia.ru
предыдущая страница 77 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 79 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст