Ж изнь все чаще опровергает -народную мудрость*,
согласно которой надо обеими рунами держаться
за крупную организацию. Теперь это. как выясняется,
не такая уж и надежная стратегия. Психологически нам
прощо ничего не менять в своей жизни, если нынешнее
положение кажется ном безопасным. Но ставить свое
будущее в зависимость от корпоративной стратегии —
все равно что играть в потерею. Своей судьбой надо
распоряжаться самостоятельно и но искать тихую гавань,
а учиться предвидеть риски и избегать их.
Это существенное изменение привычного понимания
Ж ИЗНИ.
Многие поди к среднему возрасту понимают, что стоило бы
сменить профессию. Кому-то грозит увольнение, кому-то
донельзя опостылела его работа. Полагаться не авось,
конечно, недальновидно. Если говорить в терминах долго
срочного управления рисками, то гораздо лучше заняться
мооым делом поко оы еще относительно молоды.
Многим следовало бы подобрать альтернативные варианты,
которые отвечали бы их способностям и склонностям,
заранее, пока впереди еще двадцать-тридцать лет трудовой
жизни. Найдя занятие по душе, можно открыть в себе новые
таланты и еще долго оставаться в строю, а значит, обеспечи-
вать свое Финансовое благополучие.
о н а чи та л а тр уд ы р е л и ги о зн ы х м ы сл и те л е й , и новы е
зн а н и я пе р е в е р н ул и ее. «У м е н я о ткр ы л и с ь глаза! К ак
ж е я м огл а не зн а ть э т о го !» — го в о р и л а о н а . В скоре
Ю диф ь стала устр а и ва ть со вм естн ы е ч те н и я с е д и н о -
м ы ш л е н н и ка м и , в чем е й о х о тн о п о м о га л м у ж .
Н е то что б ы увл е че н и е р е л и ги е й переросл о в н о в ую
п р оф ессию . Н ет, н о о н о вы зв ал о д а л ьн е й ш и е перем е-
ны . Ю диф ь стала больш е общ аться с лю дьм и. Ома п о н я -
ла, ч т о ош иб ал ась, счи та я себя че л о в е ко м п р и в ы ч ки .
В ее с л уж е б н ы е о б я за н н о сти вхо д и л о ко н с у л ь ти р о -
вание к о м п а н и й п о во п р о са м с л и я н и й и п о гл о щ е н и й .
Гут у Ю д иф и бы л о гр о м н ы й о п ы т, н о э ту р а б о ту она
считал а о д н о о б р а зн о й и с ку ч н о й . О д н а ко идея п е р е й -
ти « н а в р а ж е с ку ю те р р и то р и ю » и н в е сто р о в , к а к о на
го в о р и л а , п у га л а ее. И ко гд а зн а ко м а я посоветовал а
Ю д иф и у с тр о и ть с я в в е н ч у р н ы й ф о н д , о н а наш л а о т-
го в о р ку : «Я у ж е не в т о м возрасте. Т а ки х не бе р ут» .
Н а с а м о м ж е деле в пе р во м ф онд е, куд а о н а о б р а ти -
лась, просто не бы л о подходящ ей вакан сии. Н о ее ид ею
п е р е й т и в эту сф еру д е я те л ь н о сти та м п о д д е р ж а л и
и д а ж е п р е д л о ж и л и п о м о ч ь с тр у д о устр о й ств о м . Ч е-
рез по л го д а Ю диф ь п о л учи л а п р е д л о ж е н и е и начала
работать в в е н ч у р н о м ф онд е. О на п р и ш л а туда гл ав-
н ы м а н а л и ти ко м , н о к к о н ц у года ее о б ещ ал и сделал»
п а р т н е р о м , е сл и о н а д о с т и гн е т в з а и м о п о н и м а н и я
с п а р тн е р а м и . В за и м о п о н и м а н и е ока за л о сь п о л н ы м ,
и через п а р у л ет Ю диф ь у с п е ш н о преодолела проф ес-
си о н а л ь н ы й к р и з и с ср е д н е го возраста.
Э та и сто р и я т и п и ч н а . П е р е ж и в кр и з и с , Ю д и ф ь не
тол ько см енила проф ессию , н о и поняла себя, благодаря
чем у стала более сам остоятельной. Д л я та ки х , ка к она,
с р е д н и й возраст — о со б е н н о в а ж н ы й пе р и о д . К огд а
зрелые л ю д и п р е д п р и н и м а ю т ш а ги к и н д и в и д уа л и за -
ц и и (та к Карл Ю н г назы вал процесс о б р е те н и я своего
п о д л и н н о го « я » ), ж и з н ь и х с та н о в и тс я б о га ч е . К а к
и Ю диф ь, руко во д и те л и , ко то р ы м пе р ео ц е н ка ц енн ос-
те й п о ш л а на пользу, о б р е та ю т в н у т р е н н ю ю своб од у
и п о то м у м о гу т понят ь, ч е го о н и хо тя т на сам ом деле.
Разоблачение мифа о волшебном
превращении
Ю д и ф ь тр е зв о с м о тр е л а на в е ш и — э т и м о н а о т л и -
чается о т м н о ги х . П о сл е д н и е го д ы в о б щ е с тв е н н о м
со зн а н и и уко р е н и л ся м иф о волш ебном п р е вр а щ е н и и ,
ко то р о е якобы п р о и с х о д и т в середине ж и з н и . Д о во л ь-
н о д о л го с ч и т а л о с ь , ч т о с о п р е д е л е н н о го во зр а ста
чел овек теряет б ы л у ю сам остоятел ьн ость, те п е р ь ж е
м а я тн и к качнул ся в д р у гу ю сто р о н у. Н о вы й м иф гла-
си т: « К а к захочеш ь, та к и будет». Б ессм ертное «Just do
it!» ко м п а н и и N ike — идеальное обобщ ение всего то го ,
что предл агаю т нам к н и ги из серии « п о м о ги себе сам»,
т р е н и н ги , после ко то р ы х у л ю д е й д о л ж н о о ткр ы ть с я
в то р о е д ы х а н и е , « в д о х н о в л я ю щ и е » и « м о т и в и р у ю -
щ ие», к а к гласит р е кл а м а , бизне с-се м и на р ы . Н о если
р а зо б р а ться, все это — сб о р н а я с о л я н ка и д е й , з а и м -
ствованны х и з в о сто чн ы х у ч е н и й , и невразум ител ьны х
сл оганов. Тем не м енее нам д оводилось видеть, ка к у м -
ны е и о п ы тн ы е б изнесм ены искал и в по д о б н ы х текстах
о т к р о в е н и й , ко то р ы х та м н е т п о опр ед е л ен и ю .
Д е л о в т о м , ч т о м и ф о в о л ш е б н о м п р е в р а щ е н и и
п р о т и в о р е ч и т науке. Н а ш м о з г с о с то и т и з м и л л и а р -
д о в н е й р о н о в , ка ж д ы й и з ко то р ы х м о ж е т б ы ть связан
с м и л л и а р д а м и д р у ги х н е й р о н о в . Ч то б ы и зм е н и л и с ь
базовы е ш абл оны м ы ш л е н и я , о щ у щ е н и й и д е й ств и й ,
д о л ж н ы с ф о р м и р о в а ть ся м и л л и а р д ы н о в ы х связе й .
Н о э то п р о и с х о д и т не в д р у г, и т о л ь к о есл и ч е л о в е к
о св а и в а е т ч то -то н о в о е . Н а ш м о з г — не ко м п ь ю те р ,
в к о т о р ы й м о ж н о з а гр у з и т ь н о в у ю п р о гр а м м у . М ы
п р и з н а е м это, ко гд а р е ч ь и д е т, с ка ж е м , о р а з в и т и и
ч у в с тв е н н о -м о то р н ы х н а в ы ко в вроде и гр ы в те н н и с ,
но, го во р я о п с и х о л о ги ч е с ки х установках — не м енее
с л о ж н ы х, м е ж д у п р о ч и м , — забы ваем о б э то м ф акте.
К р о м е т о го , м и ф о в о л ш е б н о м п р е в р а щ е н и и не
в ы д е р ж и в а е т п р о в е р ки по все д н е вн о й ж и з н ь ю . Чудес
h b r-ru ssja .ru | М ай 2 0 0 8
Harvard B usiness Review — Россия
63
предыдущая страница 62 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 64 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст