ГЕОРГИЙ TMtOe
бол ее ч т о го р о д с к о й т р а н с п о р т п р и п р а в и л ь н о й о р -
га н и з а ц и и д е й стви тел ьн о не хуж е ча стн о го . В ноябре
2006 го д а Н И Т И п р о в е л л ю б о п ы т н о е иссл е д о в а ни е .
С п е ц и а л и с ты ц е н тр а п о п ы та л и с ь о ц е н и т ь р е а л ьн ую
с ко р о с т ь п а с с а ж и р с к и х п е р е в о зо к п о М о с кв е на р а з-
л и ч н ы х видах тр а н сп о р та . Ц елы й д ень о н и езд ил и и з
усл о в н ы х м е ст п р о ж и в а н и я — п я ти густо на се л е нны х
сп а л ьн ы х р а й о н о в (Б утов о , К у р к и н о , С ол нц ево и т л .)
на у с л о в н у ю р а б о ту (с та н ц и я м е тр о « С п о р т и в н а я » )
и о б р а тн о . Т ести р ов а л и на и б ол е е р а сп ро стр а н е н н ы е
сп о со б ы п е р е м е щ е н и я п о го р о д у : л е гк о в о й л и ч н ы й
т р а н с п о р т , а в т о б у с -м е т р о , м а р ш р у т к а -м е т р о , э л е к-
т р и ч к а -м е т р о и т о л ь к о у л и ч н ы й т р а н с п о р т о б щ е го
п о л ьзо в а н и я — автобус-трол лейбус. В ы яснил ось, ч то
независим о о т реальных усл овий д в и ж е н и я бы стрее все-
га ки езд ить на л и ч н о м тра нспо р те . И нтереснее д р угое :
в а р и а н т « м а р ш р у тка -м е тр о » п о ка за л о ч е н ь б л и зко е
к поб ед и тел ю врем я. Если п р о б ки б уд ут нарастать, то
о н скорее всего вообщ е вы рвется вперед.
Г р а д о стр о и те л ь ств о . Т еория т р а ф и к -н н ж н н и р н н га
р е ко м е н д у е т кр а й н е в д у м ч и в о вести с тр о и те л ь ств о
в н е п о с р е д с т в е н н о й б л и з и о т т р а н с п о р т н ы х узл о в .
В п л а н а х м о с к о в с к и х гр а д о с тр о и т е л е й — т о р го в ы е
ц е н тр ы п р а кти ч е с ки у всех ста н ц и й м етро. Э то в разы
увел ичивает н а гр у з к у на н и х. Т р о м б ы в кр о в е н о сн о й
систем е го р о д а гу б и те л ь н ы , о со б е н н о у ч и ты в а я , что
с п а р ко в ка м и и подъ езд ны м и п утя м и дела п о ка о б сто -
ят н е в а ж н о . Н е д а вно в М о с к в у п р и е зж а л и зв е с тн ы й
и т а л ь я н с к и й у ч е н ы й — с р а в н и в а л р у с с к у ю м а ф и ю
с итал ьянской. Увидев ог р о м н ы й то р го вы й ц ентр прям о
на изл ом е ул и ц ы с п р и п а р ко в а н н ы м и в тр и ряда м а ш и -
н а м и , исследователь о че н ь удивился. На С и ц и л и и такие
ве щ и не п р о и ш и бы : ул и ц у м о гу т ко н тр о л и р о в а ть две
кр и м и н а л ь н ы е сем ьи, и, если од на поставит на ней « к о -
рабль», вторая не о ц е н и т — п р о б ки пом еха бизнесу.
Н а З а п а д е з а с т р о й щ и к сам п о д с ч и ты в а е т н е о б х о -
д и м о е к о л и ч е с т в о п а р к о в о ч н ы х м е ст. П о т о м у ч то ,
п о с тр о и в д о м с м а л е н ь ко й п а р к о в к о й , о н р и с ку е т е го
не п р о д а ть — м а ш и н ы на у л и ц е ставит!» за п р е щ е н о .
К р о м е т о го , владельцы соседн их д о м о в м о гу т подать
п р о т и в н е го и с к : и е н а на и х н е д в и ж и м о с т ь у п а д е т,
есл и с п о я в л е н и е м н о в о го зд ания по д ъ е зд ны х п уте й
и м а ш и н о м е с т не ста не т бол ьш е.
Д о р о ж н о е стр о и те л ьство . Р ецепт и д еал ьн ой д о р о ж -
н о й и н ф р а с т р у к т у р ы д а в н о и зв е с те н : сеть н и з о в ы х
д о р о г с м е д л е н н ы м д в и ж е н и е м и п а у ти н а ско р о стн ы х
трасс н а д ней.
В о м н о ги х м е га п о л и са х м и р а р а зви та си сте м а х а й -
веев. В М о с кв е о н и т о ж е есть: н а п р и м е р , С ущ е в ски й
вал д е-ю ре — ■
часть с ко р о с т н о го тр е ть е го кол ьца. Н о
бы стры е трассы в Н ью -Й о р ке и л и Т о ки о располагаю тся
н а д сетью о б ы ч н ы х д о ро г, а в М о скв е чащ е всего вмес-
т о нее. Н е р е д ко ча стя м и хайвея становятся о б ы чн ы е
ста р о м о ско вски е ул и ц ы . Д а ж е с т о ч к и зр е н и я о б ы ч н о й
I
л о г и к и э то с т р а н н о : ж и т е л я м С у щ е в ки п р и х о д и т с я
гул ять п о ско р о стн о й трассе. С и туа ц и ю о тл и ч н о ил л ю с-
тр и р у е т сл учай , п р о и зо ш е д ш и й не ско л ько л е т назад:
пы таясь с н и зи ть н а гр у з к у на третье кол ьцо, экспе р ты
В сем и рного б анка пр е д л о ж и л и сократить число съездов
с н е го — ведь э то ж е с ко р о с тн а я трасса. Р о сси й ски е
и н ж е н е р ы возрази л и: если это сделать, М осква вообщ е
встанет — ал ьтернатив!.! тр е тье м у кол ьцу нет.
К о н с т р у и р у я д о р о г и , н е о б х о д и м о у ч и т ы в а т ь и х
ф у н к ц и о н а л ь н о е н а з н а ч е н и е . Х а й в е и и р а з в я з к и
н а д о с тр о и ть в д о п о л н е н и е к о б ы ч н ы м у л и ц а м , а не
вм есто н и х — то л ь ко та к м о ж н о облегчит!» д в и ж е н и е
и р а згр у зи ть город. В п р о ч е м , в Генплане д о 2025 года
ско ростны х трасс в классическом по н и м а н и и нет — они
п о р тя т и сто р и ч е ски й о б л и к города.
• • •
П осле то го , ка к п р о е к т стартует, м о ж н о заняться кос-
м етически м и ул учш ениям и. Н априм ер, увел ичить число
п а р ко в о к и светоф оров— сейчас некоторы е попул исты ,
наоборот, а ги т и р у ю т за бессветоф ориое д ви ж е н и е . Со
врем енем сто и л о бы ввести и п рогресси вны й н а л о г на
д о ро гу, ко то р ы й действует во м н о ги х странах. Н аука во-
общ е на ко пи л а нем ал о у м н ы х и эф ф ективны х прием ов,
ж и з н е с п о с о б н о с т ь к о т о р ы х д о ка за н а к р у п н е й ш и м и
м е га п о л и с а м и . Н о сн а ча л а М о с кв е , к а к в ф и гу р н о м
ка та н и и , на д о в ы п о л н и ть обязательную п р о гра м м у. ^
Помощ ь в подготовке статьи оказали жеперты
— научный руководитель Н И И транспорта и дорожного хозяйства
М ихаил Б л инкии
— директор Н И И транспорта и дорожного хозяйства
А лександр Сарычев
— начальник отдела системных исследований Центра исследований
транспортной инфраструктуры (Ц И Т И ) Борке Ткаченко
— руководитель проектов Me Kinsey & Company. Москва Степан
С олж еницы н
— д.т.м.
. профессор, завкафедрой инженерной жологии М А ДИ
Ю рий Троф им енко
— аналитик агентства недвижимости Cushman & W akefield Stiles &
Riabokobylko А лександр Кунцевич
— коммерческий директор строительной комп«нии -Капитал Труп»
А лексей Белоусов
— преподаватели Академии управления М ВД России и Орловского
юридического института М ВД России, не пожелавшие называть
своих имен, а также жители Токио, Нью-Йорка. Сингапура и Лондо-
на А нвар Абдуллаев, Сергей Парменов, Сергей Белоусов и Саша
Берсом, которые по просьбе нашего журнал; оценили дорожную
ситуацию и транспортную политику властей в своих городах.
h b r-ru ssia .ru
М ай 2 0 0 8
Harvard B usiness Review — Россия
57
предыдущая страница 56 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 58 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст