Город б ез движ ения
Антипробочный план
В п р о ч е м , д а ж е есл и об становка на д о р о га х и д ольш е
б уд е т ухуд ш а ться , не ф а кт, ч т о н а с т у п и т катастроф а.
Город — са м о р е гул и р ую щ а я ся си сте м а . К огд а на Л е -
н и н гр а д с к о м п р о сп е кте н а ча л и сь д о р о ж н ы е работы ,
а в то м о б и л и с ты б у р н о в о зм ущ а л и сь . Н о в и т о ге все
н а ш л и вы ход : кто -то стал объ езж ать п о Д м и тр о в с ко м у
ш оссе, к т о -т о спустил ся в м етро.
К он е чн о , это не означает, ч то бороться с п р о б ка м и не
н у ж н о . М н о ги е м ировы е м е га по л и сы (П е ки н , Ш а н ха й ,
Б о го та ) д а ж е за ка зы в а ю т у ко н сул ьта н то в с тр а те ги ю
уп р а в л е н и я гр а ф и ко м . В М о с кв е то ж е р е гу л я р н о пред -
п р и н и м а ю тс я п о п ы тки создать бол ьш ой свод ны й пл ан,
н о п о ка э то т д о ку м е н т не увидел свет. П опр о б уе м сами
п о н я ть , в к а ки х на пр а вл е ни ях н у ж н о д вигаться, чтобы
и с п р а в и ть си туа ц и ю .
М и р о в о й о п ы т п о казы вает, ч т о р а зр е ш и ть ее м о ж -
н о т о л ь к о ко м п л е кс н о , п о т о м у ч т о о н а распадается
с р а зу н а н е с к о л ь к о б л о к о в : у п р а в л е н и е т р а ф и к о м ,
о б щ е с т в е н н ы й т р а н с п о р т , го р о д с к о е и д о р о ж н о е
стр о и те л ьство .
в 1999 го д у (н и д о , н и после а н а л о ги ч н ы х исследова-
н и й нс п р о во д и л о сь) п р о в о д и л п о за казу У прав л ен ия
т р а н с п о р т а и с в я з и М о с к в ы Ц е н т р и с с л е д о в а н и й
тр а н сп о р тн о й ин ф р аструктур ы (Ц И Т И ), пе р еп р о б е г на
марш рутах перевозок составил в среднем 53%. П р и ч и н а
в неразвитости транспортной сети, неудобной то п о л о ги и
и н е р а зум н о й о р га н и за ц и и д о р о ж н о го д в и ж е н и я .
О б щ е с т в е н н ы й т р а н с п о р т . В о в с е м м и р е б о р ь б у
с п р о б ка м и н а ч и н а л и с о р га н и за ц и и пе р ев о зо к. И ссле-
д о в а н и я д о ка зы в а ю т, ч то эф ф е кти в н о сть ф у н к ц и о н и -
р о ва н и я м егаполиса н а п р я м у ю за в и с и т о т ра зви тости
си сте м ы о б щ е ств е н н о го тр а н сп о р та .
С 2002 года Ц И Т И е ж е го д н о п р о в о д и т о п р о с ж и л ь -
ц о в н е с к о л ь к и х с т а р о м о с к о в с к и х с п а л ь н ы х р а й о -
н о в (Ч е р е м у ш к и , Б и р ю л е в о -В о с то ч н о е и д р .). С п р а -
ш и в а ю т , к а к и м т р а н с п о р т о м л ю д и п о л ь з у ю т с я
в т е ч е н и е д н я . С т а т и с т и к а п о л у ч а е тс я и н т е р е с н а я .
В 2002 го д у на с о б с т в е н н о й м а ш и н е (за р ул е м и л и
в качест ве пассаж иров) перем ещ алось 17% респондентов,
в 2006 го д у —■
у ж е 20%. Н о в 2007 го д у показател ь о п ус-
тился д о 18%. О чевид но, из-за п р о б о к автовладельцы
Впрочем , д аж е если обстановка на д орогах
и дальш е будет ухудш аться, не ф акт, что наступи т
катастроф а. Город — сам орегулирую щ аяся систем а.
У правл ен ие траф иком . К а к м ы уж е вы яснил и, корень
п р о б л е м ы — о р га н и за ц и о н н ы й : не всегда ясно, ко м у
п р и н а д л е ж и т д о р о ж н о е п о л о тн о , к а к и м и пр а ви л а м и
к р о м е о тр а с л е в ы х с та н д а р то в р у к о в о д с т в у ю т с я за -
с тр о й щ и к и и р е гул и р о в щ и ки и т л . Ч е тко распределить
м е ж д у с л у ж б а м и и вед ом ств ам и о тв е тс тв е н н о с ть за
уп р а в л е н и е д в и ж е н и е м , за стр о й ку, п л а те ж и и ш траф ы
м о гл и бы но в ы е правил а иг ры . Д л я н ачал а — н о в ы й
за ко н . С тары й «О безопасности д о р о ж н о го д в и ж е н и я »
образца 1995 года м орал ьно устарел.
В е в р о п е й с ки х странах р ол ь ц ентра управл ен ия тр а -
ф иком в ы п о л н я ю т городские м инистерства транспорта.
П о а н а л о ги и испол нител ьны м ор га но м , ответственны м
за п р о б ки , у нас м о ж н о б ы л о бы сделать д е партам ент
тр а н с п о р та . Е го пе р в ы м б о л ь ш и м п р о е к т о м д о л ж н о
стать в в е д е н и е пл аты за въ езд в ц е н т р М о с к в ы и ус-
та н о в ка там « у м н о й » систем ы уп р а в л е н и я тр а ф и ко м .
М е ж д у н а р о д н ы й о п ы т показы вает, ч то это од на и з са-
м ы х эф ф ективны х операти вны х мер. О ц е п и ть л огичнее
всего С адовое кол ьцо.
Ц е н тр у п р а в л е н и я п о м о г б ы и зб е ж а ть м н о ж е ств а
гл у п ы х п р о б л е м , н а п р и м е р , п е р е п р о б е га : с е й ч а с,
ч т о б ы д о б р а т ь с я и з т о ч к и А в т о ч к у Б, р а с с то я н и е
м е ж д у к о т о р ы м и составляет 10 к м , в М о с кв е н у ж н о
проехать 15— 20 км . 11о д а н н ы м исследования, которое
стал и п е р е са ж и в а ть ся на о б щ е с т в е н н ы й тр а н сп о р т.
Т ен д ен ц ия хорош ая, но ее н у ж н о под д ерж ать.
Д ж у л и а н и в свое врем я в разы ув е л и ч и л ч и сл о авто-
бусов в ц е н тр е го р о д а и ввел но в ы е марш рут!»!. Н ам
не п ом еш ает перен ять эту м у д р у ю стр а те ги ю и более
пл отн о заняться р азвитием о б щ ествен ного транспорта.
М К А Д есть, есть тр е ть е т р а н с п о р т н о е к о л ь ц о — н о
м а р ш р у тки и автобусы там редкость. П осле п у с ка о т-
д ел ьны х у ч а с тко в тр е ть е го ко л ь ц а вл асти у с тр а н и л и
н е ко то р ы е ста р о м о ско в ски е м а р ш р у ты . И это вм есто
то го , чтобы ввод и ть д о по л н и тел ьн ы е .
В М оскве респектабельны е л ю д и сч и та ю т за зо р н ы м
войти в м етро или в автобус. В горды не их не упрекнеш ь.
Старая ш утка о то м , что о д и н б о м ж на кол ьц евой ветке
создает два д о по л н и тел ьн ы х затора в год , не теряет ак-
туальности. То ж е пр о и схо д и т и в назем ном транспорте.
А ведь судя п о о п ы т у м и р о в ы х м егаполисов, л ю д и , даж е
сам ы е со сто я те л ьн ы е , всегда п р е д п о ч т у т го р о д с к о й
тр а н сп о р т п р о б ке — то л ь ко если та м и х не о б в о р ую т
и не п е р е п а ч ка ю т. О тсю да вы вод : тр а н с п о р т д о л ж е н
бы ть ком ф ортабел ьны м и ЧИСТЫХ!.
В Н ь ю -Й о р ке и Т о ки о простая соц иал ьная рекл ам а
рассказы вает о преим ущ ествах м е тр о и автобусов. Н и ч -
т о не м еш ает за п усти ть такую ж е ка м п а н и ю в М оскіте.
Э то т о т р е д ки й сл учай, когд а п р о па га н д а ум естна. Тем
5 6
Нагуага В изіпевв Яе^іел' - Россия
і Мой 2 0 0 8
hb r-ru ssia .ru
предыдущая страница 55 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 57 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст