подсчетам ЗЗОО авто м о б и л е й на кв ад р а тн ы й ки л о м е тр
(больш е то л ько в Больш ом яблоке), и этот показатель не-
у к л о н н о растет. Н о чтоб!»! но р м а л ьн о ехать, на м а ш и н у
д о л ж н о пр и хо д и ться 60 кв. м. С ейчас ж е в М оскве этот
показател ь не пр е вы ш а е т 55 кв . м. Когда чи сл о автом о-
б и л е й вы р а сте т д о 5 м л н , и м останется п о 30 м етров
ка ж д о м у — это п р а кти ч е с -
к и коллапс.
К а ж д ы й го р о д н е п о в т о -
р и м , и. с к о л ь к о бы м ы ни
а н а л и з и р о в а л и с и т у а ц и ю
в Л о н д о н е ил и Н ью -Й о р ке ,
у м о с ко в с ки х за то р о в своя
с п е ц и ф и к а . Т о п о л о ги я го -
рода, к а к и м м ы е го знаем
с е го д н я , б ы л а з а л о ж е н а
в советские времена: кольца
с расходящ им ися о т центра
д о р о га м и -л уч а м и (радиаль-
н о-кол ьц евая стр у кту р а ). С ейчас у ж е я сн о , ч т о это не
л у ч ш и й в а р и а н т д л я М о скв ы : с ка ж е м , ч то б ы д об рать-
ся о т С окол а д о Т е ксти л ьщ и ко в , а в то м о б и л и сту часто
пр и хо д и тся ехать через ц ентр, ід е е ю у ж е п о д ж и д а ю т
ты ся чи д р у ги х водителей. М К А Д и третье кол ьцо р е ш и -
л и пр о б л е м у л и ш ь отчасти. С оврем енн ы е м егаполисы ,
н а пр и м е р Н ью -Й о р к и С ингапур, устроены по п р и н ц и пу
квадрата ил и р е ш е тки (та к назы ваем ая ячеистая стр ук-
тура кв артал ов) — путеш ествуя п о ю р о д у на ко р о тки е
расстояния, д а ж е н е о п ы тн ы й водитель б ы с гр о сообра-
ж ает, ка к объ ехать затор. Л доехать и з усл о вн о го си н га -
п у р с к о ю Н о во ги р е е во в условное ж е А л т у ф к ч ю
МОЖНО
п о п р я м ы м с ко р о с т н ы м грассам , ко т о р ы е п р о н з а ю т
го р о д , не задевая центр. Э ф ф ективность кв а д р а тн о го
ти п а градостроительства подтвердили Н ью -Й о р к, Т окио
и д р уги е м егаполисы .
В пр о че м , нед очеты рад и ал ьно-кол ьцевой структурі»!
М о с к в ы м о ж н о б ы л о бы с гл а д и ть — б л а го п л а н и р о -
вали с то л и ц у со всей тщ а те л ьн о стью . В 1960— 1980-е
го д ы т р а ф и к -и н ж и н и р и н г — н а у ка о б у п р а в л е н и и
д в и ж е н и е м — п е р е ж и в а л в СССР б у р н ы й ра сц ве т.
П ро ф ессо р В а л е р и й Б а б ко в , в о згл а в л я в ш и й каф едру
и з ы с к а н и й и п р о е к т и р о в а н и я д о р о г М А Л И , д р у ж и л
с с а м ы м и п р о гр е с с и в н ы м и з а п а д н ы м и у ч е н ы м и и
п р и гл а ш а л и х в ы с т у п а т ь п е р е д с т у д е н т а м и . В С о -
в е тско м С о ю зе п о б ы в а л и гу р у т р а ф и к -и н ж и н и р и н га
Р о б и н С м и т, Д ж о н А д ам с и м н о ги е д р у ги е . П оэто м у,
ко гд а н а ш и и н ж е н е р ы р а зви в а л и го р о д , о н и п о н и м а -
л и , ка к это делать пр а ви л ьн о . Генеральны е пл ан ы то го
в р е м е н и п р е д усм а тр и в а л и зел ены е з о н ы , п о д зем н ы е
п а р к о в к и и б о л ь ш о е а в т о м о б и л ь н о е ко л ь ц о . Х о тя
в СССР п р о б о к не б ы л о , о т н и х стр а хо ва л и сь — п л а -
н и р о в щ и к и п о н и м а л и , ч т о р о ст го р о д а н е у д е р ж и м .
Д о с тр о и те л ь н о го б ум а 1990-х в М о с кв е б ы л о м н о го
своб од ны х п я та ч ко в : если бы ко л и че ство автом об илей
р о с л о н е с и л ь н о , о н и с та л и б ы п а р к а м и и с а д а м и ,
а если б ы у в е л и ч и в а л о сь а к т и в н о — с то я н ка м и .
Д а и у п у щ е н и я гр а д о с т р о и т е л ь с т в а п ы т а л и с ь и с-
п р а в и ть . П о н я в п о о п ы т у м и р о в ы х м е га п о л и сов , ч то
развитая систем а о б щ е с тв е н н о го тр а н сп о р та — о д и н
и з гл а в н ы х ко зы р е й в борьб е с п р о б к а м и , со в е тски е
и н ж е н е р ы в 1970-х го д а х
з а л о ж и л и в п л а н ы м е тр о
н е с ко л ь ко хо р д о в ы х веток
и д а ж е у с п е л и у т в е р д и т ь
и х в Генплане и Госстрое.
С т р о и т е л ь н у ю а к т и в -
ность н о в о го врем ени м н о -
ги е п о счи та л и за бл аго, но
к а к раз ей М осква во м н о -
го м и о б я з а н а за т о р а м и .
С т р о и л и м н о го и б е с с и с -
т е м н о — о п о с л е д с т в и я х
н и к т о не зад ум ы вал ся. Н е
послед овал и и п л ан а м с о в е тски х гр а д о стр о и те л е й —
м етрохорд, ска ж е м , уж е не будет, их о тм е н и л и . С то ч ки
зр е н и я т о п о л о ги и го р о д с к о й сети это са м о уб и й ств о .
А те самы е свобод ны е п я та ч ки в центре, ко то р ы е д о л ж -
ны б ы л и п р е в р а ти ть ся в с т о я н ки , п о б о л ь ш е й ча сти
застроены . П роблем а в то м , что л о т к а инвестора часто
идет вразрез с на учно й п р а кти ко й . Д л я за стройщ ика не
возвести о ко л о м е тр о т о р го в ы й ц е н тр — зн а ч и т, упус-
т и т ь вы го д у. Н а ука о п е р и р у е т д р у ги м и ц е н н о с тя м и :
ка к л ю д и б уд ут по д ъ е зж ать к о б ъ екту, ко то р ы й и без
то го загр уж ен ? Д о ста то чн о л и там м аш и ном ест? Ч тобы
о тв е ти ть на эти в о п р о сы , экспе р то м б ы ть не н у ж н о .
И еидеал ьная то п о л о ги я , а кти в н а я за стр о й ка , п л охо
развитая тр а н сп о р тн а я систем а, д е ф и ц и т д о р о г и п а р -
к о в о к — вот ко р н и м о с ко в с ки х за то р о в.
Н о есть и ещ е од на проблем а: не совсем п о н я тн о , кто
в ко н е ч н о м счете о тве ча е т со б ств е н н о за п р о б ки . С о-
гласно за ко н у «О б е зопасности д о р о ж н о го д в и ж е н и я » ,
организаци ей д о р о ж н о го д виж ения д о л ж ны заниматься
« д о л ж н о с тн ы е л и ц а о р га н о в в н у т р е н н и х дел Р оссий-
с ко й Ф ед ерации». То есть ГИ Б Д Д . Н о д л я и н с п е кто р о в
р е гул и р ов ка д в и ж е н и я — л и ш ь од на и з ф орм несения
сл уж б ы , п р и ч е м не осно вн а я, и х задача — вы явление
п р а в о н а р у ш е н и й на д о р о га х. В экстр е м а л ьн ы х си туа -
ц и ях постовы е вообщ е переходят в р а спор яж е ни е УВ Д .
К ром е того, н и в о д ном вузе нет спе ц и а л ьно сти , н а п р я -
м у ю свя за н н о й с уп р а вл ен и е м гр аф иком . Д о р о ж н ы м и
и н с п е кт о р а м и становятся сп е ц и а л и сты , п о л у ч и в ш и е
б о л е е ш и р о к о е о б р а з о в а н и е . К о н е ч н о , и м ч и т а ю т
л е кц и и п о о р га н и за ц и и д в и ж е н и я , н о упо р а на н и х не
д елаю т. В и т о ге д и п л о м и р о в а н н ы х п р о ф е сси о н а л о в
в этой области у нас нет. Н о д аж е если бы Г И Б Д Д сосре-
д о то чи л а в н и м а н и е на р е іу л и р о в а н и и д в и ж е н и я , это
вряд л и р е ш и л о бы проблем у: вл иять на строител ьны е
пл ан ы эта о р га н и за ц и я все р а вн о не м ож ет.
Когда число автом о-
билей вы растет до
5 млн, им останется
по 30 м етров к а ж -
дом у, это п р а кти ч е ски
коллапс.
h b r-ru ssia .ru I М ай 2 0 0 8 I H arvard B usiness Review — Россия
55
предыдущая страница 54 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 56 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст