за р а с п и с а н и е м . К р о м е т о го , Д ж у л н а н и р а зв е р н у л
к а м п а н и ю п о п р о п а га н д е о б щ е ств е н н о го тр а н сп о р та
среди представителей сред н его класса и состоятельной
п р о с л о й ки . В результате ем у удалось убед ить приверед -
л и в ы х н ь ю й о р кц е в : перем ещ аться на автобусе и м ет-
р о — б ы стр о и удобно. С ейчас в городе д аж е ш утят, что
б о л ьш ую часть п р о б о к на М ан хэттен е создают такси.
М а й кл Б л ум б е р г, п р и ш е д ш и й на с м е н у Д ж у л и а н и
в 2004 гол у, то ж е уделяет в н и м а н и е траф ику. В зяв п р и -
м ер с Л о н д о н а , о н в 2007 го д у ввел пл ату за въезд на
М ан хэтте н : $8 за л е гко в о й тр а н сп о р т и $21 за гр узо в о й .
Т е х н о л о ги ч н ы й ц е н тр уп р а в л е н и я обош елся Н ь ю -Й о р -
к у ещ е д о р о ж е , чем Л о н д о н у — в $500 м л н (Б л ум б ер г
сум ел в ы б и ть эти д е н ь ги и з ф ед ерал ьного М и н и с те р -
ства тр а н спо р та ). Если этот э кс п е р и м е н т удастся, пл ату
за въезд вв е д ут и в д р у ги х а м е р и ка н с ки х м егаполисах.
Д а и д л я са м о го Б ол ьш ого яб л ока М ан хэтте н , по хо ж е ,
л и ш ь п р о б н ы й ш а р — ско р е е всего, в п л а т н у ю зо н у
в ско р е в о й д у т д р у ги е р а й о н ы . И это н е см о тр я на то,
ч т о н ь ю й о р к ц ы с к е п т и ч е с к и о тн е с л и с ь к но в ов ве д е -
н и ю — п о и н ф о р м а ц и и \У Ы В С /М а п $
1
, 61% го р о ж а н
(и 46% ж и т е л е й М а н х э т т е н а ) в ы с ка з а л и с ь п р о т и в .
В п р о ч е м , л о н д о н ц ы т о ж е сначал а со пр оти вл ял и сь.
Т о ки о . В и к и п е д и я гл а с и т, ч т о в Т о к и о п р о ж и в а е т
12 544 млн человек, или 5740 чел на км*. И хотя именно
здесь родилась самая д л и н н а я в м ире п р о б ка — 112 км ,
д а ж е п р и т а к о й д и к о й п л о т н о с т и л ю д и у м у д р я ю тся
перем ещ аться п о городу.
В н а ч а л е XX в е ка в Я п о н и и с л у ч и л о с ь с т р а ш н о е
зе м л е тр ясе н и е и Т о ки о п р и ш л о с ь о тстр а и ва ть заново.
П л а н и р о в а л и го р о д , е стествен но, с у ч е то м н о в ы х п о -
тр е б н о сте й , не забы вая о то м , ч то п о е го ул иц ам б уд ут
е зд и ть а в то м о б и л и .
В п р о ч е м , с о в р е м е н н а я п л а н и р о в к а сам а п о себе
не р е ш а е т п р о б л е м у п р о б о к. М еста в Я п о н и и всегда
дает в о зм о ж н о сть автом об или стам по па сть и з о д н о го
уд ал енн ого района в д р у го й , м и н уя ц е н тр а л ьн ую часть
Т оки о , т о есть без п р о б о к. С истем а в о зд уш н ы х д о р о г
п р и ж и л а с ь в город е, где и д е т б и тва за ка ж д ы й м етр:
кое-где трассы л еж ат в пять слоев. Ч то важ но, хайвеи не
зам еняю т о б ы ч н ы е ул и ц ы , а сущ ествую т параллельно
и предназначены то л ько для езды на бол ьш ие расстоя-
ния. Чтобы бы стро попасть на п р о ти в о п о л о ж н ы й конец
мегаполиса, м о ж н о вы брать од но из восьм и бесплатны х
скоростны х кол ец, если врем ени совсем в о б р е з— од но
и з четы рех пл атн ы х.
К о н е ч н о , реш ая п р о б л е м у п р о б о к, я п о н ц ы о б р а ти -
л ись к в ы со ки м те х н о л о ги я м . К а к и в С и н га п у р е , вся
си сте м а у п р а в л е н и я д в и ж е н и е м и с б о р а п л а те ж е й
в Т оки о авто м а ти зи р о ва на . Город н а п и ч ка н сенсорам и
и кам ерам и, с о б и р а ю щ и м и д а н н ы е , ко то р ы е сте ка ю т-
ся в е д ины й ц ентр. Э то й и н ф о р м а ц и е й пол ьзую тся не
то л ько д о р о ж н ы е с л у ж б ы , о н а д о с ту п н а и а в то м о б и -
листам. Т оки й ска я тр а н сп о р тн а я систем а и н ф о рм а ц и и
и ко м м ун и ка ц и и рассылает сообщ ения п о навигаторам ,
ко то р ы м и о сн а щ е н ы б о л ь ш и н ств о м а ш и н . Н у а если
у ж вод ител ь не о за б о ти л с я п о к у п к о й с п е ц и а л ь н о го
устройства, к е го усл угам ТВ-, радио- и ин те рн е т-св о д ки
и и н ф о р м а ц и о н н ы е щ и ты на д о ро га х.
Н о даж е д и с ц и п л и н и р о в а н н ы е я п о н ц ы н у ж д а ю тс я
в контрол е. Н а р уш е н и е п равил д о р о ж н о го д в и ж е н и я ,
ка к и па р ко вка в н е п о л о ж е н н о м месте, гр о з и т т о ки й ц у
в н у ш и те л ь н ы м ш тр а ф о м . Го р од п а т р у л и р у ю т к о н т -
р ол еры и з с п е ц и а л ь н ы х ч а с тн ы х к о м п а н и й : у в и д е в
н е п р а в и л ь н о п р и п а р к о в а н н у ю м а ш и н у, о н и оставл я-
ю т весточку — кв и т а н ц и ю о б оплате ш траф а. В тор о й
кв и та н ц и и у ж е не будет — м а ш и н у эв а куи р ую т. Такая
па р ке вка обойд ется б езответственн ом у автовладельцу
п р и м е р н о в $250. Ш т р а ф у ю т д а ж е в е л о с и п е д и с то в ,
ко то р ы х в Т о ки о нем ало.
М еста в Японии всегда бы ло мало, и то ки й ски е
улицы не слиш ком ш ироки. М ало того, до начала
1960-х годов лиш ь четверть из них покры вал асфальт.
б ы л о м ал о, и т о к и й с к и е у л и ц ы не с л и ш ко м ш и р о ки .
М а л о т о го , д о н ачал а 1960-х го д о в л и ш ь ч е тв е р ть и з
н и х п о кр ы в а л асфальт. П р и м е р н о в это вр е м я го р о д
и стал и сп ы ты в а ть п р о б л е м ы с д в и ж е н и е м .
О д н и м и з с а м ы х д а л ь н о в и д н ы х р е ш е н и й с та л и
с ко р о с тн ы е ш оссе. П ервое, д л и н о й 71 к м , п о яв и л о сь
в 1963 году. Гак зародилась разветвленная систем а ф у-
ту р и сти че ски х ско р о стн ы х трасс и развязок, которы е за
н еим ен ием места в Т оки о развесили пр ям о нал городом ,
на вы соте 20— 30 м етров. И сход ят о н и и з р а зн ы х к о н -
ц о в м егаполиса и « п р о т ы ка ю т» е го на м анер с п и ц . Э то
А гр е сси в н а я а ги та ц и я п о д уш е д а л е ко н е всем . Н о
к т о к и й с к и м ч и н о в н и к а м э т о я в н о не о т н о с и т с я .
Городские власти а кт и в н о и сп о л ьзую т л о з у н ги н е хи т-
р о го сод ерж ания: б ил б орд ы и р а стя ж ки с п р и зы в а м и
правил ьно парковаться и не садиться за руль в час п и к .
О ценил» эф ф ект этой ка м п а н и и едва л и удастся, н о ведь
и вреда о н а не п р и н о си т.
М н о ги е с ке п т и ч е с ки ул ы б н утся , п р о ч и т а в и с то р и и
успеха Л о н д о н а , Н ь ю -Й о р ка , С и н га п у р а и Т о ки о . К о -
нечно, в эти х городах п р о б ки то ж е бы ваю т. В от то л ько
в М оскве, ка к уж е б ы л о зам ечено, 350 а вто м о б и л е й на
hbr russia.ru
М ай 2 0 0 8 I Harvard B u siness R eview — Россия
53
предыдущая страница 52 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 54 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст