Город без движения
м о ж н о п о к у п а т ь а в то м о б и л ь . В п р о ч е м , это ведь а у к-
ц и о н — здесь м о ж е т и не по ве зти .
В С и н га п ур е п о ш л и н ы на и м п о р т м а ш и н составляю т
41% . О б о й ти з а ко н п р а кт и ч е с ки н е в о з м о ж н о — го с у -
д а р с тв о с тр о го ко н тро л и р уе т а вто р ы н о к. Д а и н е м н о го
найд ется ж е л а ю щ и х и д ти н а п е р е ко р властям : за езду
на н е р а с та м о ж е н н о й м а ш и н е м о ж н о на п о л го д а п о -
пасть в тю р ьм у. Н о к у п и т ь ещ е полдела — по ста но вка
л ю д е й в о зм о ж н о с ти обл адать м а ш и н о й . Н о оставил и
п р а во б ы стр о и ко м ф о р тн о перед ви гаться п о стране:
в С и н га п у р е о ко л о 25 ты ся ч та кси — это о ч е н ь м н о го .
И поезд ка на н и х н и ко гд а н е с то и т б ол ьш е $10: у всех
ча стн ы х а в то п е р е в о зч и ко в ед иная тариф ная сетка.
Д л я р а з р у л и в а н и я н е з н а ч и т е л ь н ы х з а т о р о в с и н -
га п у р с к о м у п р а в и те л ь с тв у хва та е т о б ы ч н о го п л а н и -
р о в а н и я . В ласти м и н и м и з и р о в а л и эф ф е кт часа п и к ,
Н едем ократичны е и даж е авторитарны е меры при -
несли потрясаю щ ий результат: п р о б о к нет, а ездить
по стране л е гко и удобно.
на уч е т об ойд ется автовладельцу в 140% н о м и н а л ьн о й
с т о и м о с т и м а ш и н ы . З д е сь д а ж е м а л о л и т р а ж к а не
ка ж д о м у п о карм ану.
З а то вод ител ь, запл атив за а в то м о б и л ь в два с п о л о -
в и н о й раза бол ьш е, чем, н а п р и м е р , в Е вропе, не знает,
ч т о та ко е п р о б к и . Ведь у с и н га п у р с к и х вл астей есть
ещ е о д и н п р и н ц и п — ко н т р о л и р у й . Все трассы страны
находятся п о д видеонабл ю д ением — ш анс бы ть н е п о й -
м а н н ы м с тр е м и тся к нул ю . О т ку п и т ь с я н а р у ш и те л ю
то ж е не удастся — в стране нет к о р р у п ц и и .
К ром е то го , у С и н гапура есгь очевид ное преим ущ ест-
во перед д р у ги м и м егаполисам и. Э тот м олодой и н д уст-
р и а л ь н ы й го р о д -го с у д а р с тв о , в о т л и ч и е о т М о с кв ы ,
п р о е кти р о в а л с я и строил ся у ж е в э п о ху автом об ил я.
П о э то м у там о гр о м г ое ко л и ч е с тв о хайвеев, ф ривеев
и р а звя зо к, ко то р ы м и по л ьзую тся состоятельны е с и н -
га п у р ц ы в час п и к .
« У м н ы е » д о р о ги — в о т ещ е о д и н се кр е т успеха. Все
та кси о с н а щ е н ы тр а н сп о н д е р а м и — п р и б о р а м и , ф и к-
с и р у ю щ и м и с ко р о с т ь и м е с то н а х о ж д е н и е м а ш и н ы .
П а р а л л е л ь н о с ка м е р а м и , к о т о р ы е н а трассе с то я т
через ка ж д ы й ки л о м е тр , тр а н сп о н д е р ы перел аю т и н -
ф о р м а ц и ю в е д и н ы й ц е н тр уп р а в л е н и я . Хотя правил ь-
н е й ска за ть не уп р а в л е н и я , а ко н тр о л я : р е гу л и р о в ка
д в и ж е н и я п о л н о с т ь ю а в т о м а т и з и р о в а н а . К а м е р ы
есть на ка ж д о м автобусе и на л ю б о м светоф оре. К а к
и в Л о н д о н е , в С и н га п у р е н е т о че р ед е й на п л а тн ы е
ш оссе. К а ж д ы й а втом об ил ь об о р уд о в а н сп е ц и а л ьн ы м
п р и б о р о м , в ко то р ы й вставляется кэш -карта. Н а ка р ту
владелец м а ш и н ы начисл яет д е н ь ги , и п р и въезде на
трассу с нее списы вается сто и м о сть по л ьзо в а ни я д о р о -
го й — на въезде ви си т счи ты ва ю щ е е устр о й ств о. Если
на балансе средств нед остаточно, в о д и те л ю п р и х о д и т
счет и ш траф (ч у ть м еньш е $7). За п р о с р о ч ку , к а к и в
А н гл и и , начисл яю тся д о п о л н и те л ь н ы е п е н и .
П е р е в е р н у в с н о г на го л о в у и з р е ч е н и е О с т а п а
Б е н д е р а « а в то м о б и л ь не р о с ко ш ь , а ср е д ств о п е р е -
д в и ж е н и я » , с и н га п у р с к и е вл а сти л и ш и л и п р о с т ы х
внедрив для ка ж д о го го с уч р е ж д е н и я соб ств ен н ы й гр а -
ф и к ра б о ты : ч и н о в н и к и в ы е зж а ю т и з оф иса в ра зно е
врем я и не со зд а ю т за то р о в. У п о м и н а т ь сп е ц п о л о сы
для автобусов, заезд на ко то р ы е стр о ж а й ш е запрещ ен,
у ж е ка к-ro д а ж е неудобно.
Н е д е м о кр а ти ч н ы е и д а ж е а в то р и та р н ы е м еры п р и -
несли п о тр яса ю щ и й результат: п р о б о к нет, а езд ить по
стране л е гко и удобно. П равда, вот м а ш и н в С и н га пур е
180 на т ы с я ч у ч е л о в е к — д л я с р а в н е н и я , в М о с к в е
и х 350. Эта р а зн и ц а и есть ц е н а ко м ф о р та а в то м о б и -
л и сто в. Н о едва л и ее за п л а ти т стр а н а , счи та ю щ а я ся
д е м о кр а ти ч е ско й .
Н ью -Й о р к. Т ак ж е, к а к и в Л о н д о н е , а н т и п р о б о ч н у ю
ка м п а н и ю Б ол ьш ого ябл ока для м н о ги х о л иц етворяет
о д и н человек. Э го экс-гр а д о н а ча л ьн и к Рудолі»ф Д ж ул и -
а н и п о п р о зв и щ у « М э р , к о т о р ы й у к р о т и л Н ь ю -Й о р к» .
Д ж у л и а н и сум ел сделать го р о д с к и е у л и ц ы не то л ь ко
б е зо п а сн ы м и , н о и о тн о с и те л ь н о св о б о д н ы м и .
В п р о че м , с к е п т и к и не с кл о н н ы п р е ув е л и чи в а ть д о -
с ти ж е н и я Д ж у л и а н и . Город е м у достался не в л учш е м
со сто я н и и , н о создавался о н д а л ь н о в и д н ы м и л ю д ьм и .
Речь о б архитектуре. Н ью -й о р кски е кварталы устроены
п о п р и н ц и п у р еш етки: водитель всегда м о ж е т объехать
п р о б ку п о параллельной ул ице, а не петлять п о у з к и м
переул кам , все д ал ьш е уезж ая о т п у н к т а н а зн а че н и я .
В торое а р х и те кту р н о е ре ш е н и е , бл агодаря ко то р о м у
Н ь ю -Й о р к не встал о ко н ч а те л ь н о ещ е н е ско л ь ко деся-
ти л е ти й назад, — разделение д в и ж е н и я на м естное и
тр а н зи тн о е : ско р о стн ы е тр а н зи тн ы е трассы в Б ольш ом
яблоке пр о л о ж е ны пр ям о над город ом . Л о ги ка простая:
о н и , к а к гр о м о о тв о д ы , вы во д я т а в то м о б и л и и з Н ь ю -
Й о р ка кр а тч а й ш и м путем .
П оэ то м у си туа ц и я в город е, ко то р ы й Д ж у л и а н и п о -
л уч и л в 1993 году, бы ла не та ко й у ж сл о ж н о й . М э р не
сделал н и ч е го сверхъестественного, залог е го успеха —
последовательность и ж есткость. О н в разы уве л и чи л
ч и с л о та кс и и а в то б усо в (и м а р ш р у т о в ), о с о б е н н о в
центре, отвел для н и х спецполосу и установил ко н тр о л ь
52
H arvard B usiness Review — Россия
М ай 2 0 0 8
hb r-ru ssia.ru
предыдущая страница 51 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 53 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст