Город б ез движ ения
С т р о г о го в о р я , п р о б к и в о о б щ е н е и с к о р е н и м ы .
О д н а ко н е ко то р ы м го р о д а м все ж е уд алось взять их
п о д к о н т р о л ь — и э то у ж е о гр о м н ы й п р о гр е с с . М ы
п р о а н а л и з и р о в а л и о п ы т у с п е ш н ы х б о р ц о в с п р о б -
ка м и — Л о н д о н а , С и н га п у р а , Н ь ю -Й о р ка и Т о к и о —
и п р и м е р и л и е го к м о с ко в с ки м реалиям .
Великолепная четверка
Л о н д о н . Л о н д о н с ки е та кси сты л ю б я т п уга ть д о в е р ч и -
вы х ту р и с то в и сто р и я м и о то м , ка к «вчера с П арк-Л ейн
д о Х и тр о у вез кл и е н та т р и часа и т о т та ки не улетел
в С и д н е й » . З а н е и м е н и е м п о -н а с т о я щ е м у у ж а с н ы х
п р о б о к п р и хо д и тся и х вы д ум ы вать.
А в о т л е т д е с я ть н а за д т а ки е и с т о р и и в ы гл я д е л и
р е а л и сти чн о . Р еки м и гр а н то в , п е р е гр у ж е н н о е м етро,
у з к и е у л и ц ы — все у с л о в и я д л я д о р о ж н ы х за то р о в
здесь б ы л и созд аны ещ е в 1950— 1970-х годах. Д о сере-
д и н ы 1980-х с п р о б к а м и
ка к-то п ы та л и сь бо р о ться,
н о в 1985-м М а р га р е т Т эт-
ч е р о т м е н и л а в Л о н д о н е
г о р о д с к о е с а м о у п р а в л е -
н и е , ко т о р о е ввели стол ь
н е л ю б и м ы е е ю с о ц и а -
л и с ты . М э р п р е в р а т и л с я
в с в а д е б н о г о ге н е р а л а ,
а все т р и д ц а т ь т р и р а й о -
на м е га по л и са з а ж и л и са-
м о с т о я т е л ь н о й ж и з н ь ю .
Ц е н т р а л и з о в а н н ы м р а з -
в и ти е м го р о д с к о й и н ф р а с тр у кту р ы б ол ьш е н и к т о не
за н и м а л ся , и Л о н д о н встал. К о р е н н ы е ж и те л и п р е д п о -
чи та л и те п е р ь не е зд и ть в ц е н тр на м а ш и н е — средняя
с ко р о с ть д в и ж е н и я та м р е д ко пр е вы ш а л а 15 км /ч .
П р и ш е д ш и й к вл асти в 1997 го д у л е й б о р и с т Т о н и
Б лэр в о сста н ов и л го р о д с ко е са м о уп р а в л е н и е . В о зр о -
д и л а сь Л о н д о н с ка я ассам блея, м эра стали вы б и р а ть,
а п р о б л е м ы — р е ш а ть ц е н тр а л и зо в а н н о . В 2000 го д у
м э р с ко е кр е с л о занял у л ь тр а п р о гр е с с и в н ы й К е н Л и -
в и н гс то н — и т у т ж е занялся тр а н с п о р тн ы м вопросом .
О че н ь д е м о кр а ти ч н ы й в ж и з н и — о н д обирается д о ра-
б о ты о б щ е ств ен н ы м тр а н сп о р то м , — м эр не побоялся
п р и н я л , н е с ко л ь ко н е п о п у л я р н ы х р е ш е н и й .
В 2002 го д у Л и в и н гс т о н ввел пл ату за ві»езд в и сто р и -
ч е с ки й ц е н т р : в р а й о н ы С и ти , Вест-Э нд, В естм инстер
и С охо. Т акая поезд ка те п е р ь стала об ход иться в 5 ф ун -
тов (сейчас у ж е в 8 ф ун тов ) с 7.1X1 д о 18.30 в б уд ние д н и .
В оста л ьн о е врем я въезд б е сп л а тн ы й . Ч то б ы к о н т р о -
л и р о в а ть п о т о к м а ш и н , Л и в и н гс т о н о ц е п и л ц ентрал ь-
н у ю з о н у Л о н д о н а (21 кв . к м ) в и д е о ка м е р а м и — о н и
с ч и ты в а ю т н о м е р пересекаю щ его гр а н и ц у автом обиля
и п е р ед а ю т е го в ц е н тр у п р а в л е н и я д в и ж е н и е м . В тот
Д м и т р и й Ф ал ал еев
старш ий редактор
«Н В Л — Россия».
ж е д е н ь , д о 22.00, во д и те л ь д о л ж е н о п л а т и т ь въезд:
в б а н ке , в о б ы ч н о м м а га зи н е и л и через и н те р н е т. За-
б ы в ч и в о сть сто и т д о р о го — назавтра н е п л а те л ь щ и ку
пр и д ется отд ать у ж е не 5, а все 50 ф ун то в . О т пл аты
о с в о б о ж д е н ы то л ь ко а вто м о б и л и н е о тл о ж н ы х сл уж б ,
такси и м о то ц и кл ы . Ж и тел и ц е н тр а л ь н о го р а й о н а п о -
л у ч и л и 10 -пр о ц е н тн ую с ки д ку , ещ е небол ьш ие с к и д к и
д а л и вод ител ям , часто б ы в а ю щ и м в ц ентре.
О б щ ественность встретила и н н о в а ц и и Л и в и н гс то н а
в ш ты ки . Н е год ов ание подогревала сто и м о сть « у м н о й
си сте м ы » — более 200 м л н ф унтов. Б ур н о е нед овол ь-
с тв о в ы р а ж а л и т о р го в ц ы , к о т о р ы е п о ч у в с т в о в а л и ,
ч т о м о гу т л и ш и ть с я ча сти п о куп а те л е й . В и т о ге ц е н ы
в м агазинах О ксф орд -стри т у п а л и на 8% п о с р а в н е н и ю
с н е о ц е п л е н н ы м и у л и ц а м и . Ч т о у ж го в о р и т ь о сам их
авто м о б и л и ста х: в и н те р н е те даж е п о яв и л ся с а й т не -
согл асн ы х, где о н и о б суж д а л и , ка к и зб е ж а ть о п л а ты ,
у м е л о зам азав н о м е р . Судя
п о с та ти с ти ке сб о р а ш т р а -
ф ов с наруш ителей, удалось
э т о н е м н о г и м . Т о л ь к о за
пе р вы й год городская ка зн а
п о п о л н и л а с ь за сч е т зо н ы
на 80 м л н ф ун то в . П ы л не -
д о во л ьн ы х п о у га с — л ю д и
ста л и п р и в ы к а т ь к н о в ы м
п р а в и л а м . Т ем б о л е е ч т о
р е зул ьта ты б ы л и н а л и ц о :
м а ш и н в ц е н т р е с та л о на
40% м еньш е. М н о г и м л о н -
д о н ц а м с та л о н е п о к а р м а н у к а ж д ы й д е н ь е з д и т ь
туда на со б ств е н н о м тр а н с п о р те , и о н и пересел и на
о б щ е ств ен н ы й .
Ком анда Л и в и н гс то н а бы ла готова к таком у повороту.
П р е ж д е че м сд елать ц е н т р п л а тн ы м , м э р у в е л и ч и л
ч и с л о а вто б усо в , р а с ш и р и л сеть м а р ш р у то в и о твел
с п е ц и а л ь н у ю п о л о су на д о р о га х для о б щ е с тв е н н о го
тр а н сп о р та и та кси — ч а с тн и ко в за заезд на нее ж е ст-
к о ш траф ую т. Н о о сн о вн а я н а гр узка п р и ш л а сь не на
а вто б усы , а н а п о д зе м ку. В п р о че м , м э р -р е ф о р м а то р
предусм отрел и это. О бщ ественны й тр а н с п о р т — д о р о -
гая и не о ч е н ь привл екател ьная для и н в е сто р о в сфера.
Л и в и н гс т о н н аправил на ре ш е н и е проблем го р о д ско й
и н ф р а с тр у кту р ы тр а н с п о р тн ы е сборы . Э ти д е н ь ги —
а, наприм ер, в 2(К)6 го д у натекл о 122 м л н ф ун тов — п р и -
ш л ись кста ти , н о н э т о го б ы л о нед остаточно. С а м ы й
стары й на пл ан ете м е тр о п о л и те н (л о н д о н с ко е м е тр о
основал и в 1863 го д у) поизносил ся, и го р о д ская казна
тянула е го с труд ом . В 2002 го д у бы ло п р и н я то р е во л ю -
ц и о н н о е реш ение: под зем ка стала ч а стн о -м ун и ц и п а л ы
н о й . Владеет е ю п о -п р е ж н е м у город, н о о б сл уж и в а ю т
ча стны е сервисны е ко м п а н и и . П р о гр а м м а д о л го с р о ч -
ная и оценивать ее эко н о м и ч е скую эф ф ективность рано,
н о Л и в и н гс то н пош ел пр а в и л ьн ы м п уте м — это в и д н о
н е в о о р у ж е н н ы м глазом .
О бщ ественность
встретила инновации
Л ивингстона в ш ты ки .
Н егодование под огре-
вала стоим ость «ум -
ной систем ы » — бо-
лее 200 млн ф унтов.
5 0
H arvard B usiness Review — Россия
М ай 2 0 0 8
h b r ru ssia .ru
предыдущая страница 49 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 51 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст