ПОЛЕМИКА
Вдохновение
по заказу
В прошлом номере «НВ!1 — Россия» вышла статья «Творческая мысль на коротком
поводке» Кевина Койна, Патриции Клиффорд и Рене Дая. Стандартным способам
поиска свежих идей вроде мозговых штурмов авторы противопоставляют частично
структурированный подход. Но будет ли толк, если держать фантазию в рамках?
На этот вопрос отвечают предприниматели, бизнес которых напрямую зависит
от креативности их подчиненных.
Вадим Асадов,
в е н чур н ы й инвест ор, президент
и гене р а льны й директ ор ко м п а н и и
ГЧеигО КИ С
АВТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ Две ИДеИ
д л я о б с у ж д е н и я . П е р в а я :
м о з го в о й ш ту р м , ха о ти че с-
к и й и б е згр а н и чн ы й , — вре-
д е н . С п о р и т ь с э т и м б ы л о
б ы г л у п о . Ш т у р м х о р о ш
то л ь ко в о д н о м сл учае: к о г-
да и д ей н е т совсем и не п о -
л уч а е тся д а ж е сф о р м ул и р о в а ть в о п р о с , на ко т о р ы й
п р е д с то и т о тв е ти ть . П о то м у ч то , есл и в о п р о с все ж е
п о ста вл е н , т о о н у ж е с о д е р ж и т 80 п р о ц е н т о в ответа
и процесс по и ска идеи становится вполне управляем ы м .
Т ак ч т о п о ч а сти и н с тр у м е н то в я согл асен с а вто р а м и
и в п р и н ц и п е не наш ел д л я себя н и ч е го н о в о го .
П о сп о р и т!» я го т о в со в т о р о й и х м ы сл ью . А в то р ы
у тв е р ж д а ю т , ч то , и зу ч и в усп е х и н н о в а ц и о н н ы х к о м -
п а н и й вроде Y ouT ube и л и eBay, е го м о ж н о п о вто р и ть.
Н а м о й в згл я д , это за б л уж д е н и е . В ф и з и ке есть зам е-
чательная те о р и я д и н а м и ч е с ко го хаоса — о н а во м н о -
го м п р и м е н и м а к э к о н о м и ке . О д н о и з ее п о л о ж е н и й
гл асит: два тела, за п у щ е н н ы е в х а о т и ч е с ку ю систем у,
д а ж е и з с а м ы х б л и з к и х н а ч а л ь н ы х с о с т о я н и й , все
р а в н о о к а ж у т с я м а кс и м а л ь н о д а л е ко д р у г о т д р у га .
Д а ж е м и з е р н а я п о г р е ш н о с т ь п о х о д у д в и ж е н и я
б ы с т р о растет и п р и в о д и т те л о в н е п р е д с к а з у е м у ю
т о ч ку . Т о ж е сам ое и с eBay: ко гд а к о м п а н и я т о л ь ко
стартовал а, ко м а н д с т а ко й ж е и д еей б ы л о, на в ер н ое ,
п я ть д е ся т, а м о ж е т, и б о л ь ш е , н о в о т к у с п е х у п р и -
ш ла п о ч е м у -то т о л ь к о eBay. И о б р а т н о эта и с то р и я
усп е ха не р а зв о р а ч и в а е тс я : п о в т о р и т ь т о т ж е п у т ь
с о в е р ш е н н о н е в о з м о ж н о . П о т о м у ч т о д а ж е са м о е
н е зн а чи те л ьн ое р е ш е н и е , кр е д и т и л и сд елка на $100,
п р и в е д е т со все м в и н у ю т о ч к у — ч т о и с л у ч и л о с ь
с те м и са м ы м и п я тью д е ся тью к о м п а н и я м и . Разум еет-
ся, изуча ть и а на л и зи р о ва ть п у ть Y ouT ube, G o o g le и л и
л ю б о й д р у го й с в е р х у с п е ш н о й к о м п а н и и н у ж н о . Н о
в о т у тв е р ж д а т ь , ч то п о в то р е н и е э т о го о п ы та м о ж е т
п р и в е с ти к п о х о ж и м резул ьтатам , я бы не стал , ведь
во ссо зд а ть е ю то ч ь -в -т о ч ь все р а в н о не п о л у ч и т с я .
А раз та к, то и и т о г б уд е т а б с о л ю тн о д р у ги м .
24 Harvard Business Review — Россия
Май 2008
hbr-russia.ru
предыдущая страница 23 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн следующая страница 25 Harvard Business Review Russian 2008.05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст