М е та в сел ен н ая
в роли телевидения
будущего
МИКЛОС САР8АРИ
Классическая ситуация появляется новая технология, которая позволя-
е т вести прямое веш ание на многомиллионную аудиторию Поначалу она неуклюжа, передачи
примитивны Н о вскоре подтягиваются серьезны е игроки, программы становятся интереснее,
аудитория растет Ком пании скупаю т реклам ное время, и акции вещ ателей взлетают до
небес
Такова ранняя история радио Поразительно, сколько общ его у н е е с историей интернета
Достаточно сказать что е щ е в » 9 2 0 о годы Radio Corporation of Am erica использовала в своем
логотипе аббревиатуру W W W — W orld W id e W irotoss Как и и нтернет б ум . аж иотаж вокруг р а
дио продлился недолго: радиостанциям никак не удавалось стать прибыльными, и лишь едини
цам удалось выжить Затем разразилась Великая депроссил. следом — Вторая мировая войне
А уж потом на авансцену вырвалась новая технология — телевидение, которое
и по сей день д ерж и т первенство среди всех средств вешания
П охож е. Всем ирной паутине предстоят те ж о испытания И нтернет дает м нож ество
интерактивны х возм ож ностей для массового вещ ания. Н о больш инство сайтов не м ож ет
их использовать — нет необходимой технической базы Конечно, люди у ж е общ аю тся друг
с другом в р еж и м е реального врем ени, но обы чно они разговаривают, не видя друг друга.
Н а наш их глазах рож дается новая технология, которая устранит это о гр а н и ч е н а
Ч ер ез пять лет самым распространенны м в сети интерф ейсом м ож ет стать так называемая
метавселениая. среда вроде той. что создана, скаж ем , в Second Lifo В этих новых кибермирах
у компаний будут не просто сайты, а виртуальные магазины аватары «лив и тот будут
разглядывать товары и болтать с продав-
цами примерять и покупать одеж ду Кому
нужна страничка на M ySpace, если можно
по своем у вкусу обустроить себ е ком на-
ту в виртуальном клубе > Корпорации уж е
создаю т такие миры на своих сайтах,
a IB M . например, работает над технологи-
ей. которая позволит пользователям п е-
реносить свой аватар из одного мотамирл
в другой
Если будущ ее за метавсоленными, то
как к нем у подготовиться? В аж но пом -
нить о -сетев ом эф ф екте» чем больше
участников, том вы сильнее Э го понима-
ли в 1960-х — 1970-х владельцы первых
телосотой они налаживали контакты
с реклам одателям и и формировали свою
аудиторию, чтобы захватить макси маль
мую долю рынка.
Кром е того, телеком пании десятиле-
тиями учились строить свою програм -
м ную политику и подгонять реклам у под
конкретную аудиторию Гак и сложилась
бизнес-модель телерадиовещ ания Это
значит, что эксперим ентировать с метэ-
вселенными н уж но уж е сегодня, пока
они не приобрели популярность Н уж но
понять, как ком пании вродо L'O rtal пос
пользоваться виртуальными мирами для
раскрутки своих брэндов Подобную за-
дачу мы р еш аем сегодня в бизнес-ш коле
Insead Все понимают, что метавсолонные
вскоре станут важ нейш им каналом предо-
ставления образовательных услуг, но пока
не ясно, как привлекать учащ ихся и как
организовать учебный процесс В поисках
ответов мы откры ли свой виртуальный
кампус на портале Second Life
Н аконец, как когда-то было и с телера
диовеш анием, метавселемиы е станут кам -
нем преткновения для государственных
и регулирую щ их органов У ж е сейчас воз
пикает м ножество проблем, связанных
с безопасностью в социальных сетях
и их надежностью , а тзкж о с виртуальной
собственностью и налогообложением
А впереди е щ е непаханое поле, напри-
мер. работа над стандартами, кото-
рым должны отвечать метавселемиые
Выработать требования г. виртуальной
инф раструктуро, программ ированию мо-
тамирое и их совместим ости с мирами
конкурентам и — все это непростая
задача для регулирую щ их органов,
особенно на глобальном уровне ■
32
Hjrvard Business Review Россия
предыдущая страница 31 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн следующая страница 33 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст