ИДЕИ g
HBR
p
,
Э ко н о м и ка
киберпреступности
СКОТТ БЕРИНАТО
Если вы сом неваетесь, что сетевы е п р еступ н и ки всерьез угр о ж аю т
и нтерн ет-тор го вл е, знай те: хакерство у ж е превратилось в по л ном асш таб ны й б и зн ес по
пр ед остав л ени ю услуг в ки берпр остран стве.
С ущ ествую т хаке р ски е ко м п ан и и (м н о ги е из н и х б азир ую тся в России), которы е, н е в о-
руй сам и, по м огаю т воров ать д р у ги м . Э тот б и зн ес бы стро на б и р а ет обороты : с точки
зр ен и я с о о тн о ш е н и я р и ска (вер оятно сти суд еб н о го пр еследов ани я и вы несения о б в и н и -
тельного п р и го в о р а) и пр ибы ли куда вы годнее содействовать п р еступл ени ю , чем сам ом у
сов ерш ать ого. Чистая пр ибы л ь по до б ны х ф и рм составляет м иллионы дол л аров о месяц.
П о о ц ен ка м н екоторы х экспертов, за 200 7 го д он и зар аб о тал и $ 1 .5 м иллиарда
В п р о ш л о м год у д в а гр а ж д а н и н а России стали п р ед л агать услугу — пособничество
в кр а ж е персон альн ы х д анн ы х. И х «ф и рм а» п р ово ди т по дгото ви тельную р аб о ту — взла-
мы вает ком пью теры ж ертв . П о то м заказчи ки , заплати в п о $ 1 0 0 0 за м е сяц доступ а к к а ж -
д о м у ком пью теру, извлекаю т из н и х необход и м ы е д анн ы е. З а это в рем я (р ав н о е п е р и о д у
вы ставления счетов) ж ер тв а об язател ь но зайд ет н а сай т своого б ан ка и ли оставит личную
и н ф о р м ац и ю н а кахо й-ии буд ь д р уго й и нтерн ет-стр ани чке
Чтобы откры ть д о ступ к услуге, хакеры заклю чили со гл аш ен и е с ф и р м о й , которая
предоставила им си стем у р ас п р о с тр ан ен и я н е сан кц и о н и р о в ан н о й пр о гр ам м ы , или бота.
Боты использовали д л я и н ф и ц и р о в ан и я ком пью теров. Д и стр и б уто р этой систем ы вош ел
в сго в о р с владельцам и веб-узлов, и о н и стали пр ятать боты н а св ои х сай тах, получая
за это еж ен ед ел ь н ую плату, зав и сящ ую от траф ика. Д р у ги е ко м п ан и и о бъ еди няю т взло-
м анны е ком пью теры в р азв етвл ен ны е сети, назы в аем ы е бо тн е та м и , и участки этих сетей
сдаю т в а р е н д у лю дям , которы е рассы лаю т сп ам и вы водят и з строя сайты кон курен тов.
К ак и в лю бом пр ед п р и яти и сф еры услуг, клиент, готовы й на допо л ни тел ьн ы е расходы ,
м о ж ет рассчиты вать н а сп ец о б сл уж и в ан и е. Х акеры «отф ильтрую т» у кр а д е н н ы е в ам и д а н -
ны е — удалят несущ еств енн ы е и составят качественны й отчет с кл асси ф и кац ией п о л уч ен -
но й и н ф о р м ац и и . П ри а р е н д е ботнета вам расскаж ут, как повы сить эф ф ективность атаки,
о и ногд а д а ж е в ернут д ен ь ги , если вас н е устро ит качество сервиса.
О чев и д но , что р азв и ти ю эко н о м и ки ки б ер п р еступ н о сти благоприятствует р ас п р о с тр а-
н е н и е о н л а и н -б а н ки н га и торгов ли, а та кж е готовность по тр еб и тел ей со о б щ ать ч ер ез ин-
тернет свои л и чны е д анн ы е. У зл о ум ы ш л енн и ко в , о б л ад аю щ и х необход и м ы м и техн иче-
ски м и навы кам и, впервы е появилась м асса в о зм о ж но стей п р и м ен и ть зн ан и я н а пр актике.
Н о это е щ е н е все. Талантливы е хакеры откры ваю т доступ на ры нок м н ож еств у м енее
кв ал и ф и ц и р о в анн ы х пр ав о н ар у ш и тел ей , которы м в пр отив но м случае пр иш л ось бы уй ти
из кр и м и н а л ь н о го и н тер н ет-б и зн еса. О казы вая услуги этим лю дям , хакеры м о гу т п о л у-
чать колоссальную прибы ль — п р и этом как таков ого м о ш ен ни честв а они но соверш аю т.
Золотоискатель, в о зм о ж н о , так ни ко гд а и н е разбогатеет, н о то, кто пр од ает им миски
и ки р ки , о лю бом случав н е п л о хо заработаю т.
Э кспертов п о р а ж а е т степ ень м астерства пр едставителей этого и н н о в ац и о н н о го б и з -
неса. Х акоры раб о таю т на в ы сочай ш ем ур о в н е. О н и творчески и эф ф екти в но реш аю т
в о зн и каю щ и е пр об л ем ы , ловко пр испосабливаю тся к и зм ен ен и я м ры нка и полностью
сосредоточены на об сл уж и в ан и и клиентов. М о ж н о н е сом неваться: если бы этот р а з р о з -
н е нны й коллектив объ еди ни л ся и создал ко м п ан и ю , о н а дости гла бы сказо чн о го успеха.
К р и м и наль н ы й б и зн е с п о пр ед остав л ени ю услуг в ки б ер п р о стр ан ств е об л ад ает таким
по тенц и ало м , ч то ско р о мы будем с ностальгией вспом ин ать о неви нн ы х в р ем е н ах, когда
хакоры взлам ы вали сай ты и рассы лали электрон ны е пи сь м а с в л о ж енн ы м и вирусам и
Д о с ти ж е н и я н о в о го по ко л ен и я пр еступн и ков н е пр осто м е ш аю т — о н и угр о ж а ю т работе
ко м п ан и й : о тп уги в аю т кли ентов и подры ваю т в еру в честность пар тнер о в . К о гд а число
ж ертв и нторн от-в ори ш ек превы сит о п ред ел енн ы й порог, о н и начн ут искать виноваты х.
И им и о каж у тс я н е хакеры , а ф ирм ы , которы м кли енты д о в ер ял и свои д анн ы е. С О В
Социаль-
ные сети
в помощь
общест-
венному
транспорту
М А Р К К У З Н И Ц К И . И Л А Й С И Н Г Е Р ,
Д Ж Е Й Г О Л Д М А Н Компания Toronto
Transit Com m ission (TTC) управляет треть
ей по величине системой общ ественного
транспорта С еверной Ам ерики. Ее автобу
сы. трамваи и поезда м етро обслуживают
2.4 миллиона пассажиров в день Когда-то
П С хвалили за образцовую организацию
передовой, отлично налаженной транс-
портной сети, но в середине 1990-х годов
недостаточное ф инансирование и быст-
рый рост населении нанесли системе сер ь
езмый урон О на начала разваливаться,
а пассажиры — выходить из себя
Как любая муниципальная служба. П С
обязана регулярно общаться с клиентами,
а поскольку недовольство пассажиров все
росло, отнош ения с ними стали напряж ен-
ными На открытых собраниях разгневан-
ные граж дане высказывали недовольство
старею щ ей инф раструктурой, в том числе
некогда удобным интернет-сайтом ком па-
нии А сотрудникам П С . знавш им о не-
хватке денег в казне, ответить на эти об-
винения было нечего Стало понятно, что
обратная связь — одно из самых слабых
мест системы, и что-то предпринимать
d таких условиях бы ло очень сл ож но
Д ело но сдвинулось бы с мертвой точ-
ки. если бы но счастливое стечение ряда
обстоятельств Речь идет о развитии соци-
альных сетей, массовом увлечении техн и
кой и общ ественны м транспортом, а так-
ж е о назначении нового, прогрессивно
мы слящего председателя правления П С
по имени Адам Д ж зм броно. Д жам броне
воспользовался советом блогеров о том.
как возродить сайт компании: они предло-
жили черпать идеи на интернет-ф орумах
ф анатов общ ественного транспорта
28
lljTYdni
Business Review Россия
предыдущая страница 27 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн следующая страница 29 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст