НА ЭТИХ СНИМКАХ показа
зоны мозговой ПЯТИ
■ р у и ш г о Ч Й П О вГВ Л И ч О Л О В О ка .
который говорит правду.
Ложь, гнусная ложь
и детекторы лжи
ПОЛ РУТ ВОЛЬПЕ. ДЭНИЕЛ ЛАНГЛЕБЕН
В мире полно обманщ иков но раскусить их
не та« просто С давних времен поди пытались изобрести технологию выявления лжи
В целом, мы ««далеко уш ли от м ето ді, которым пользовались ещ е древние греки. — во
время допроса они изм еряли пульс подозреваемого Тот ж е принцип лежит в основе всем
известного полиграф а. Д о последнего времени наука не знала других способов Н о недав-
ние исследования, провиденные с использованием функциональной магнитно-резонансной
томографии (ф М РТ). помогли определить, какие участки мозга
активизируются при обм ане Лабораторный эксперименты (автор
многих из них — Д эниел Лаиглобои) говорят о том. что скоро может
появиться точный и падежны й метод распознавания лжи Эти опыты
уж е привлекли внимание военных, представителей правоохранитель-
ных органов и бизнесм енов Д в е молодые компании — N o ü o M R I
и Ceohos — уж о предоставляют ком м ерческие услуги по выявлению лжи на новом детекторе
Чтобы окончательно убедиться в эффективности этой технологии, необходимы дополнитель-
ные исследования в реальных условиях Опы т прим енения М Р Т в других областях дзет основа-
ния полагать, что производство детектора будет слишком дорогостоящ им и ого вряд ли удастся
поставить на поток
К
то м у ж е тестирование придется проводить о специальных центрах
И нтерес бизнеса к этом у детектору, возможно, не так очевиден Стоит отметить, что ещ е
в 1988 году в С Ш А почти полностью запретили использование полиграф а в негосударственных
учреждениях И все ж е порой компании вынуждены проводить расследования — как в обычных
ситуациях (при прием е н а работу), та« и в экстренных (для борьбы с мошенничестве».', хищ ени-
ям.». кражами интеллектуальной собственности, промышленным ш пионажем, утечкой конфи-
денциальной инф ормации и обвинениями в контраф акции) На высшем уровне организации,
где царит ж есткая корпоративная культура, у ж е сама лояльность — по отнош ению к главе ком -
пании. е е политике и принципам — м ож ет стать предметом наблюдения. Вполне оероятно, что
однажды члены совета директоров поймут если они дадут по вод их тут ж е подвергнут про-
верке на детекторе лжи Кром е того, с помощью этой новинки несложно будет устанавливать
авторство, на которое претендует несколько сотрудников
Ф М Р Т — очень слож ная медицинская технология Поэтому, преж де чем применять ее в де-
текторе лжи. следует ответить на ряд серьезных вопросов. К примеру, ком у и на основе каких
критериев м ож но выдавать лицензию на проведение тестов и интерпретацию показаний? Что
делать, если в хода исследования будет обнаружено заболевание мозга, и кто понесет да это
ответственность? Кому разреш ить доступ к технологии и результатам тостов? Каковы этичес-
кие границы использования ф М РТ? М о ж н о ли подвергать обследованию подозреваемых в те р -
роризме и других пр еступлениях* А сотрудников компаний? — и если да. обязаны ли они согла-
шаться на тест по требованию работодателя?
(камеры наблюдения, программы контро-
ля да использованием интернета). ф М РТ
может повлиять на корпоративную куль-
туру и уровень доверия м ежду работодате-
лем и сотрудниками К реш ению спорных
вопросов неизбеж но подключится законо-
дательная власть Ведь, в конце концов.
ф М РТ в буквальном смысле заглядывает
человеку в голову — а это уж е не ш утки
Сейчас как противники, так и сторонники
нового метода вы ражаю т озабоченность тем.
что ого хотят пустить в дело раньш е, чем будут
пройдены все надлеж ащ ие проверки, вроде
тех, которые провод ятся для любого лекарства
Некоторы е специалисты считают прим енение
ф М РТ в качестве детектора лжи должно р егу-
лироваться на основании таких ж е принципов,
что действуют при медицинской диагностике
Хотя у ф М РТ большой» потенциал, руководите-
лям компаний стоит дважды подумать, прежде
чем применять е е для выявления обмана. Как
и другие методы слеж ения за подчиненными
Неустойчивая тенденция
ВЫ БРО С Ы П АРН И КО ВЫ Х ГАЗОВ будут сокра-
щаться. Их объем должен снизиться в абсолют-
ном вы раж ении, а не только в пропорции
к ВВП. Во м н о ги х странах власти обязую т вред-
ные производства тратить все больше средств
на возмещение экологического ущерба.
Март 200»
27
предыдущая страница 26 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн следующая страница 28 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст