Задача, а не время:
работа для поколения У
Г А М А Р Л Э Р И К С О Н Работа давно и зм о р я тс я врем енем — 40-часовая неделя, В-часовой
день О т продолжительности рабочего дня зависит степень занятости — полная или частичная,
а такж е разм ер оклада и прочих вознаграждений П о времени, проведенном на работе, рухо
водстоо часто судит о преданности делу и целеустремленности подчиненных М олодым сотруд
никам это кажется странным Представители поколения Y (рожденны е поело 1980 годаї лвио
предпочитают оценивать работу по результату
И дея эта не нова. Заработок, и условия» экономики, основанной на сельском хозяйстве и ре-
месленном производстве, определялся выработкой Е щ е на заре Промы шленной революции
люди получали сдельную зарплату Н о при индустриальной эконом ике такой принцип оплаты
труда оказался неприемлемы м Если раньш е производство складывалось из автономной рабо-
ты разрозненных людей, то теперь оно превратилось в единый сложный процесс. Время стало
важным показателем. Постановления, примятые о С Ш А после Великой депрессии, о такж е
подъем проф сою зного движения привели к установлению нормированного рабочего дня
Н о снова происходит сдвиг о экономике, и на сцену выходит поколение Y М но ги е молодые
сотрудники понимаю т они могут делать все бы стрее старш их кол лог. Вероятно, дело в лучшей
технической подготовке, но главная причина, по-моему, в том. что они работают по-друтому
Молодые м еньш е времени тратят на планирование и с удовольствием обсуждаю т все вопросы
по электронной почте. О ни предпочитают трудиться в удобное им время и в удобном им месте
Вот слова одного из участников наш его опроса «Дались вам эти 8 30* Работать в такую рань?!»
Сама ж изнь заставляет нас изм ерять работу результатами, о не часами Разве м ож но пред
сказать, сколько времени займ ет написание компьютерной программы? Если вы разреш аете
подчиненным трудиться дома и по гибкому графику, значит, вы уверены, что все будет выпол-
нено Оценивать работу нужно по объему сделанного — это справедливо Ведь если у вас нет
четких критериев оценки, то ваш принцип оплаты труда страдает той ж е субъективностью, что
и сдельная система оплаты в эпоху, предшествовавшую Промы ш ленной революции Поскольку
виртуальная работа становится в се популярнее (к примеру, у 4 0 % сотрудников IB M нет оф ици-
ального рабочего места), сам ое время привести ее в соответствие с ожиданиями поколения Y
Что ж е собой представляет «правильная», на взгляд молодых, компания? Болоо 6 0 % сотруд-
ников центрального офиса Best Buy получают зарплату по результатам или по количеству
выполненных заданий Сотрудники с ненормированным рабочим днем присутствуют в офисе
столько, сколько им нуж но для дела, а с нормированным — трудятся установленное закомодэ
тельстном количество часов, но граф ик выбирают сам и V этих людей, как правило, улучшаются
отнош ения и сем ье и с друзьями, оми более преданны компании, более энергичны и легче
концентрирую тся Производительность в отделах, где работают по такому принципу, выросла
на 3 5 % . количество увольнений по собственному желанию сократилось на 3 .2 % Сотрудники
н е знают, стали ли они работать меньш е. — они просто поростали считать. В аж нее то, что они
находят новые способы повышения эф ф ективности Напримор. р еж е проводят собрания
Сформулируем основные принципы такой работы. Чтобы но сбиться с курса, необходимо
• четко указать, какой результат вы хотите получить, и назначить ответственного за работу.
• отменить обязательное присутствие в оф исе, в том числе на собраниях;
• оценивать выполненную работу по е е качеству.
• убедить всех, что присутствие на рабочем м есте н е свидетельствует о преданности долу,
• позволить сотрудниклм работать удаленно и поддерживать с ними связь с помош ы о совре-
м енной техники.
• отводить специальные места для общ ения сотрудников и для групповой работы
И зм ените свое представление о работе; это н е место, где сотрудники проводят определен
кую часть дня. а некий объем заданий, который они выполняют где угодно и когда угодно
Результат, а н е время — принцип, доминировавш ий столетие на зад — в последние годы снова
стал актуальным Руководствуясь им. вы привлечете в компанию представителей поколения Y •
Рецепты
для бизнес-
лидеров
Д Ж Е Р О М Г Р У П М А Н Врачи, как и ру
ководители ком пачи й, ош ибаю тся.
Н екоторы е ош и б ки объ ясняю тся н е п р а -
вильны м и дей стни тм и Д ж о а н См ит
п о о п л о ш н о с ти переливаю т пол-литра
крови, пр ед н азн а че н н о й д л я Д ж е й н
См ит, и у Д ж о а н наступает гем о л и ти -
чески й ш ок. М ол о д о й врач, зап ута в -
ш ись в ц иф р ах, назначает н ев ер н ую
д о зу хи м и отерап ии , и ж е н щ и н а с р а -
ком груди ум ирает от и нтокси кац ии
Н е й р о хи р ур г о п ери рует зд оров ую
часть м о зга, потом у ч то на р ен тге-
новском сн и м ке случайно н апи сал и
«п р ав о е», о но «левое п о л уш а р и е ».
О б о ш и б ка х такого р од а труби т пресса,
о н и влекут за собой судебны е тяж бы ,
приводят в у ж а с пациентов и и х родст-
в енников. Н е обош л и этот вопрос в н и -
м а н и ем и в научном м ире; в 1999 году
И нститут м едицины С Ш А о п убл ико вал
вы звавш ую ш иро кий р е зо н а н с статью
«Ч еловеку свойственно ош ибать ся».
Р уководители м едучр еж д ен и й учли
р еко м ен д а ц и и Института м едицины
и обрати ли сь к опы ту д р у ги х отраслей,
в том числе ядерной э нер гети ки и гр а ж -
д ан с ко й ав и а ц и и , где риск ош иби ть ся
очен ь велик Все. кто недавн о пр оходи л
о б сл ед ов ан ие или л ечен ие, только
вы играли от д опо лни тельны х п р оверок
и п о р еп р о в с р о к. которы е у ж е вош ли
в норм у. Чтобы паци ент по л учил п р а -
вильное л очен ие. м едики, п о д о б н о лет-
чи кам , четко следуют инструкци ям .
О д н а ко о ш и б ки довольно редко
в озн и каю т и з-за неверны х действий.
Ч а щ е в сего о н и связаны с н епр ав и л ь -
ны м и р еш ен и я м и . В 15— 2 0 % случаев
па ц и ен та м ставят неверны й д и а гн о з.
О казы вается, что у м у ж чи н ы , котор ого
лечи ли от ж ел уд очн ого расстройство,
на сам ом д ел е инф аркт; хро ни чески е
головны е бол и у рэбеи ка вы званы
не «н ап р я ж е н н о й обстановкой в с е -
м ье», а о п ухо л ь ю м озга; пам ять у б а -
б у ш ки ухудш илась н е и з-за б о л езн и
Март
2004
21
предыдущая страница 20 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн следующая страница 22 Harvard Business Review Russian 2008.03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст