Опрос руководителей — мужчин и женщин, проведенный
Международным женским форумом
Основанный в 1982 году Международный женский форум своей целл считает -объе-
динение известнъ« женщин которые внесли значительный вклад в разнообразные сферы
чеяовечеосой деятельности-, чтобы они могли обмениваться знаниями опытом и идеями,
пропагандировать роль женцин в политике, бизнесе, культуре и гд и всячески содействовать
-повышению статуса женщины в обществе- Сейчас филиалы форума работают в Северной
Америке. Европе. Азии. Латинской Америке и на Ближнем Востоке, всего в 37 странах.
Важнейшее направлением работы форума — подготовка будущих менщкн-руководителеи
под эгидой Фонда лидерстм Весной 1989 года фонд поручил мне провести опрос мужчин и
женщин, занимающих руководящие должности — на его результатах и основана эта статья.
В работе мне помогали Дэниел Макаллистер и Грегори Стивенс (аспиранты Высшей школы
управления Калифорнийскою университета)
Всем членам форума мь послали 8-страмичкый опросник и попросили подобрать себе
-пару- — назвать мужчину из аналогичной организации и с аналогичными служебными
обязанностями Эти мужчины получили тот же опросник Все потенциальные респонденты
были примерно одного возраста, рода занятий и уровня образов»««, а значит, наша попытка
разбить их на пары оказалась успешной Доля ответивших составила 31%
Нас интересовало спедуощее особенности стиля управления, характер организации,
совмещение работы и семерых обязанностей, личные качества Ниже представлены самые
неожиданные выводи, которые отчасти противоречат данным, публикуемым в научных
и популярны* изданиях
• Женщины-руководители -арабатывают столько же, сколько коллеги-мужчины
Средний годовой доход мужчин составляет $136 5Ю. женщин — $140 573 (обычно пишут
о большом разрыве зарплаты мужчин и женщин).
• У мужчии руководи-елей доход семьи в целом значительно ниже, чем у женщин-
руководителей: $166 454 претив $300 892 (у 39% мужчин жены заняты на постоянной работе,
мужья работают у 71% женщин)
И мужчины,
и жешцлмы-руководители платят подчииенным-женщинам примерно
на $12 тысяч меньше, чем пздчиненньш-мужчинам. занимающим те же должности
Женщины чаще,
<еммужчины упрааля- тв • преобразовательской ■
духе — мотивируя
подчиненных, побуждая их воспринимать цели организации как собственные
• Авторитет женщины
(аще всего держится на
харизме,
личных связях, профессио-
нальном. а не на формальном положении в иерархии и возможности карать и миловать
• Большим став мужчин и женщин считают, что у них есть -женские- черты (чуткость,
мягкость, эмоциональность, хжорность. сентиментальность, понимание, сострадательность,
чувствительность, зависимость), -мужские- (доминантность, згрессивность. жесткость,
уверенность в себе, властность, аналитический склад ума. независимость) и -нейтральные-
(умение приспосабливаться, тактичность, искренность, сознательность, вежливость, надеж-
ность, ответственность, методичность и эффективность)
У
руководительниц, считающих, что у них преобладают -женские-или-нейтральные-
свойства, больше верных по:ледователькиц среди подчиненных, чем у женщин, у которых,
по их собственному мнению, преобладают -мужские- черты
• Около 67% опрошенных женщин замужем (другие исследования приводят иную
цифру — 40—50%)
• Состоящие
в
браке мужчины и женщины доеол! но пеги» уравновешивают интересы
семьи и работы. Если в доме есть дети, то женщинам это дается лишь немного труднее,
чем мужчинам, даже с учет см того, что они берут на себя основную заботу о детях — 61%
у женщин против 25% у мужчин *
І
Но не всегда и не все воспринима-
ют энтузиазм правильно. Скажем,
в консервативном инвестиционно-
банковском деле «зажигательный»
стиль руководства могут расценить
как деш евый популизм . М ногие
опрошенные говорили, что отсто-
яли свой авторитет лиш ь б лаго-
даря проф ессиональны м д о сти -
ж ениям . Одна из респондентов
признала, что коллегам не нравит-
ся, как она общается с подчиненны-
ми, они считают, что она заигрыва-
ет с ними. «Правда, у нас важнее
всего результаты работы, а я при-
нош у неплохую прибыль», — до-
бавила она. Но все-таки есть люди,
которых не расшевелить никакими
силами, это наш и собеседницы по-
нимают: как говорит Клэр Ротман,
«бывают и безнадежные случаи».
По пути наименьшего
сопротивления
М ногие наш и собеседницы гово-
рили о том, что манера поведения
и внутренние установки, которые
определяют их стиль руководсгва,
сформировались у них сами собой.
Я думаю, что здесь немалую рол»,
сыграло то, как общество традици-
онно воспринимает женщ ин, и то,
какие профессии были доступны
женщ инам . Для опроса мы отби-
рали женщ ин и м уж чин примерно
одного возраста — 51 год. И хотя
представления о социальных ролях
и карьере женщ ин и мужчин изме-
няются, можно считать, что разни-
ца в их жизненном опыте отчасти
объясняется их полом.
Д о 1
% 0-х годов общ ество тре-
бовало от м уж чи н и ж енщ ин со-
верш енно ра зн о го . Эта пробле-
ма подробно изучена, но в целом
м ож но сказать, что женщ инам от-
водилась роль ж ен, матерей, об-
щественниц, учителей и медсестер.
Стереотип был такой: мягкие, участ-
ливые, легко находят язык с людь-
ми, поним аю т и поддерж иваю т
ближних, заботятся о них. Именно
помощь другим, в гом числе супру-
гам, дает им чувство удовлетворе-
ния и самоуважения. Настоящего
92
Соль лидерства
м уж чину общество видело иначе:
нацеленного на победу, властно-
го, сильного, жесткого, решитель-
ного и сдержанного. Ж енщ инам
же надлежало быть общительны-
м и, эм оциональны м и, сочувству-
ющими и ранимыми. Этим, гю-ви-
лимому, и объясняется тот факт,
І ідпгап] В цыпе» Иеэтеи! 1’ОССНЯ
предыдущая страница 93 Harvard Business Review Russian 2008.01 читать онлайн следующая страница 95 Harvard Business Review Russian 2008.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст