Менеджеры и лидеры — синонимы или антонимы?
политическими или идеологически-
ми средствами, но цель у этих людей
одна: коренным образом изменить
человеческие, экономические или
политические отношения.
Рассматривая становление ли-
дера, мы должны понять два вида
сценариев: 1) личность формиру-
ется через отношения с другими,
человек осваивает принятые по-
рядки и учится поддерживать от-
ношения: 2) человек творит себя
сам, и в этом случае он выступает
за психологические и социальные
преобразования. По первому сце-
нарию получаются менеджеры;
по второму — лидеры.
Становление лидера
Развитие личности всегда начи-
нается в семье. Внутренне отде-
литься от родителей, осознать
свою самость — нелегкое, бо-
лезненное испытание. Не менее
трудно воспитывается характер,
прививаются самодисциплина
и самоконтроль. Правда, для
большинства детство — счастли-
вая пора, и драматические пери-
петии становления заглушаются
простыми радостями. Едино-
жды рожденные всю жизнь све-
ряют свои поступки и мысли
с родительским наставлением,
соразмеряют свои ожидания
с возможностями и не ждут от
жизни чего-то необыкновенного.
Но бывает, что боль, сопровож-
дающая психологическое отделе-
ние ребенка от родителей, усу-
губляется тем, что требования
взрослых противоречат стремле-
ниям самого ребенка. Иногда его
ощущение изоляции или своей не-
похожести на других становится
столь сильным, что он теряет эмо-
циональную привязанность к ро-
дителям и другим людям, которые
воплощают авторитет. В такой ситу-
ации некоторые полностью уходят
в свои внутренний мир и мало
интересуются происходящим. Их
самооценка больше не зависит
только от мнения окружающих
и внешних поощрений. Тогда они
начинают ощущать уверенность
в собственных силах, мечтают о не-
заурядных поступках и достижениях,
а возможно, и о великих деяниях.
Эти грандиозные планы могут
кончиться ничем, если у человека
нет особых способностей. Но сгро-
го говоря, даже яркая одаренность
еще не означает, что он чего-то
достигнет в жизни, и уж тем более
не гарантирует, что конечный ре-
зультат его усилий принесет добро,
а не зло. Дело в том, что талант не
единственный фактор, влияющий
на развитие личности. Достаточно
вспомнить, что лидеры по нату-
ре сродни художникам и другим
одаренным людям, которые часто
страдают неврозами. Их работо-
способность значительно колеб-
лется даже в пределах короткого
промежутка времени, так что неко-
торые потенциальные лидеры до-
вольно быстро сходят с дистанции.
Немаловажно и то, что не только
в детстве, но и на всем жизненном
пути люди, которых они встречают,
по-разному влияют на менеджеров
и на лидеров. Если у менеджеров
налаживаются ровные отноше-
ния со множеством окружающих
их людей, то лидеры устанавли-
вают и разрывают глубоко личные
связи.
Давно замечено, что люди с не-
дюжинным талантом часто никак
не проявляют себя в школе. Напри-
мер, взглянув на отметки Эйнштей-
на, никто бы и представить себе не
мог, каких высот он досгигнет. Объ-
ясняется такое отношение к учебе,
конечно, не отсутствием способнос-
тей. Скорее наоборот, причина —
в чрезмерной поглощенности
своими мыслями и невнимании
к обычным скучным заданиям.
Единственный надежный способ
преодолеть эту мечтательную
рассеянность и отрешенность от
внешнего мира — найти близ-
кую душу, талантливого учителя
или другого взрослого, который
поймет неординарность ребенка
и найдете нем общий язык.
Окажутся ли личные привя-
занности плодотворными для
одаренного человека, зависит от
того, встретятся ли на его пути
учителя, способные помочь ему
развить свой талант и, возмож-
но, даже заменить родителей.
К счастью, когда рядом оказы-
ваются представители разных
поколений, то нередко два че-
ловека, молодой и зрелый, про-
никаются взаимной симпатией
и сходятся ближе. Наблюдая та-
кие отношения, мы больше узна-
ем о развитии лидеров и о том,
как талантливые люди разных
поколений влияют друг на друга.
Иногда кажется, что молодой че-
ловек не отмечен особым галан-
том и вряд ли многого добьется,
но вот он встречает наставника,
к которому тянется всей душой,
через некоторое время взрослеет
и делает рывок в своем духовном и
тггеллектуальном развитии. Чтобы
человек психологически «созрел» и
был готов воспринять мудрості, на-
ставника, в его жизни должно про-
изойти что-то важное, заставившее
его глубже заглянуть в самого себя.
Показателен в этом плане при-
мер Дуайта Эйзенхауэра. Начало
его карьеры на военном поприще
вряд ли предвещало блестящее бу-
дущее. Когда он во время Первой
Январь — февраль 2008
115
предыдущая страница 116 Harvard Business Review Russian 2008.01 читать онлайн следующая страница 118 Harvard Business Review Russian 2008.01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст