Ф иінес для мозгов секрет долголетия • ЛИЧНАЯ Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь
и адаптироваться к переме-
нам. Человек с высоким интел-
лектуальным тонусом открыт
для нового и не связывает себя
по рукам и ногам стереотипами.
Но самое, пожалуй, важное вот
что: он может на годы «отло-
жить» старение.
Итак, как держать в боевой
готовности свой интеллект?
Изучив огромное количест-
во данных исследований в об-
лай и неврологии,психологии
и других отраслей знания, свя-
занных с психическим здоровь-
ем, мы пришли к выводу, что
поддерживать мозг во «вклю-
ченном», творческом состоя-
нии можно четырьмя способами.
Конечно, наши советы не исчерпы-
вают всех возможностей профилак-
тики интеллектуального старения.
В чем-то они перекрывают, а в чем-
то дополняют друг друга.
Набирайтесь опыта
Психологи уже давно поняли, что
интеллект зависит от образа жизни
и опыта. Еще в середине XX века
они заметили, что чем больше впе-
чатлений получают маленькие дети,
тем легче им взаимодействовать
с окружающими. О том, что образ
жизни оказывает физиологическое
воздействие на мозг, мы тоже уз-
нали не вчера. В конце XVIII века
итальянец Вииценто Малакарне
поставил свои эксперименты на
собаках и птицах. Новорожденных
щенков одного помета и только
что вылупившихся птенцов из од-
ного гнезда он разделил на пары.
За одним животным из каждой
пары он тщ ательно ухаживал
и рано начинал его обучать, а вто-
рому обеспечивал только хороший
уход. Произведя впоследствии ау-
топсии) (посмертное вскрытие),
ученый увидел, что мозг обученных
животных анатомически был слож-
нее, с большим количеством скла-
док и извилин. Это было первое ис-
следование, показавшее, что образ
жизни и образование отражаются
на структуре мозга. Возвращаясь
к уже сказанному, добавим, что
двигательная зона коры головного
мозга, которая, в частности, управ-
ляет рукой, играющей на виолонче-
ли, тем лучше развита, чем раньше
человек начинает учиться играть.
Но если о влиянии приобретен-
ного человеком опыта на структу-
ру мозга нейробиологи знают уже
давно, тоо том, как происходит об-
работка впечатлений, кодируется
новая информация и развиваются
способности, они узнали недавно.
Открытие особых групп нейронов,
которые отвечают за восприятие
предметов, людей и их действий,
позволяет по-новому объяснить
весь механизм. Эти так называе-
мые зеркальные нейроны активи-
зируются, не только когда мы сами
выполняем то или иное действие,
но и когда видим, как его соверша-
ют другие. Наша моторная система
мгновенно ухватывает суть этого
действия: ее нейроны создают как
бы его картинку и мы словно бы вы-
полняем его сами. Эго огромный
шаг вперед в понимании того, как
мы постигаем и изучаем мир.
Раньше считалось, что человек
осваивает новые навыки на практи-
ке, с помощью прямого опыта, но
оказалось, что благодаря зеркаль-
ным нейронам приобретать новые
навыки можно через наблюдение
и опосредованный опыт. Только
задумайтесь об этом: когда мастер
игры в гольф показывает вам
правильную стойку и замах,
ваши зеркальные нейроны ак-
тивизируются, у вас в мозгу
запечатлевается «картинка»
правильных действий и вы
учитесь. Подобным образом
можно освоить не только фи-
зические навыки. Зеркальные
нейроны помогают понимать
людей: они воспринимают вы-
ражение лица, жесты и другие
сигналы и сопоставляют их
с усвое» ными ранее образца-
ми. Так развивается способ-
ность «читать» действия и вы-
ражения лиц других людей.
Все это означает, что вообра-
жаемая имитация — скажем, ког-
да мы в уме воспроизводим замах
игрока в гольф, — позволяет нам
учиться и приобретать новые спо-
собности. Эго подтверждают, на-
пример, спортсмены: свои выдаю-
щиеся достижения они объясняют
тем, что могут «увидеть», как по-
летит мяч, еще до того, как ударят
по нему или отразят удар. Кста-
ти, способность мозга к подобного
рода обучению служит «биологи-
ческим» доводом в пользу того, что
подражание и изучение чужих при-
меров (метод бизнес-кейсов) может
пригодиться и для развития спо-
собностей к руководству. Эти мето-
дики зффекгивны с точки зрения
обучения и очень перспективны.
Скажем, наблюдая за другими, вы
мысленно повторяете то, что они
делают, и таким образом перени-
маете тот опыт, который они на-
копили за долгое время. При ими-
тации нервная система приходит
в состояние такой же готовности,
как и при реальном действии.
Конечно, прямой опыт остает-
ся главным условием развития че-
ловеческого мозга, но теперь мы
лучше понимаем, как создавать ус-
ловия для такого опыта. Один из
самых надежных и доступных спо-
собов усиления интеллекта руко-
водителя — «хождение в народ».
В бизнесе он известен как «коче-
вой менеджмент »: вы выходите из
ДскдЛр«. 2007
95
предыдущая страница 98 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 100 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст