ОТГНИЙ
плов
Достойный преемник • ПЕРСПЕКТИВЫ
по тайгам и тундрам раскидано
забытых поселков или закрытых ре-
жимных объектов, не знает, навер-
ное, никто. А электричества им нуж-
но не так уж и много, киловатт по
десяти Но тянуть ЛЭГI далеко и до-
рО! о. Доходит до смешного — уголь
для котельных доставляют на вер-
толетах. Вот топливо и становится
золотым. Таким потребителям очень
пригодились бы энергоустановки
на основе топливных элементов.
Впрочем, может, в России неза-
чем будет развивать водородную
индустрию. В научных кругах ходит
теория, достойная фантаста Беляева.
Якобы на планете есть два места, где
можно добывать водород на глуби-
не всего
6
км. Нам повезло: одно
из них вроде бы в районе Байкала.
В крайнем случае станем водород-
ной сверхдержавой.
План есть
Как ни крути, 2050 год далеко.
А пока ученые-энергетики в один го-
лос предлагают приводить в поря-
док ту энергетику, которая есть. Они
называют три глобальные задачи.
Совершенствовать существую-
щую энергетику. Давно известно,
что на энергетику нужно тратить
уголь, а не ценнейшее сырье — газ.
Сухие сводки подтверждают: нам
есть куда совершенствоваться —
КПД углеводородной энергетики
в России не больше 30%, а в развитых
странах — 40% и выше. Десятипро-
центный зазор — это колоссальные
деньги. И сейчас мы их теряем. Но,
к счастью, угля, как и нефти с газом,
у нас тоже хватает.
Диверсифицировать энергетику.
Как бы мы ни были богаты при-
родным топливом, возить уголь
из Воркуты, чтобы гопить котель-
ную в Коми, — нонсенс. Но в реаль-
ной жизни часто так и происходит.
Любое сырье нужно использовать
с умом — как Бразилия биотопли-
во. Там, где есть древесные отходы,
топить надо ими, а в Краснодарс-
ком крае энергию можно получать
от солнечных батарей.
Сберегать энергию. На энергети-
ческих конференциях докладчики
рапортуют: за последние четыре
года энергоемкость национального
продукта в России сократилась на
21%. Энергетик-аноним готов пос-
порить: «85% сокращения случилось
за счет развала энергоемких произ-
водств и только 3% — это собственно
совершенствования». Насколько
важны энергосберегающие програм-
мы, может рассказал» американское
правительство, которое планирует
за их счет снизить потребление топ-
лива на несколько драгоценных про-
центов. В абсолютном выражении
это сотни миллионов долларов.
Подобные меры позволят не
только грамотно «скоротать время»
перед «пришествием» водорода,
но и подготовить к нему энергети-
ческую систему. Эта модель ведет
прямиком к «умной» энергетике,
о которой говорили несколько экс-
пертов: в каждом отдельном случае
используем то топливо, которое де-
шевле и удобнее. Водород в этой схе-
ме станет основным элементом, но
не главным, как нефть и газ сейчас.
Обычно скупые на прогнозы уче-
ные рассказали «НВК — Россия», во
что это может вылиться к заветному
2050 году. Вот как, по их мнению,
будет выглядеть энергетическая
картина мира. Туманов из НИК
НЭПа оставляет по трети традицион-
ной, альтернативной и водородной
энергетикам. «Говорить о каком-то
доминировании неверно, — объяс-
няет он. — Будет компромисс
между водородной, атомной и
обычной энергетикой. И это пра-
вильно— от природы надо везде
брать понемногу, иначе она нас на-
кажет». Примерно такой же расклад
предсказывают другие эксперты.
Академик Накоряков оптимистичен:
«Думаю, начиная с 2010 года будем
говорить о 15% водорода в шергети-
ческом балансе развитых стран».
И только бывш ий биоф изик
11авел Лазарев уверен, что экономи-
ка станет не водородной, а ядерной:
«За ядерной будет 80% энергетики,
за солнечной
10
%, за био— еще
10
%.
I Тосмотрите на энергетику Франции.
По моим сведениям, там 70*4» элек-
троэнергии даюг АЭС. И плевать
французы хотели и на нанотехно-
логии, и на газ. Это и есть модель
будущего». Как знать, может, имен-
но мерные технологии спасут мир.
Самое забавное, что экономи-
ка уже могла бы быть водород-
ной. Ученые-то знают, что во-
дородные автобусы, «хаммеры»
и даже «копейки» (в СССР на водо-
род экспериментально пересадили
все наши немногочисленные моде-
ли) совсем не ноу-хау. Водородная
коляска появилась еще в 1847 году.
В 1920ч.* годы по Британии ездил
водородный автобус, по Германии —
водородные дрезины. Но тут мир от-
крыл для себя все прелести нефти, и
водород задвинули на дальнюю пол-
ку энергетики. Стоит ли жалеть об
этом — риторический вопрос.
^
Лскл6р|. 2007
71
предыдущая страница 74 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн следующая страница 76 Harvard Business Review Russian 2007.12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст