ЧЕЛОВЕК СО С Т О РО Н Ы * Суворовское училище
Как думаете, он это понимал?
Я думаю, Суворов прекрасноотдавал
себе в этом отчет.
Как великий полководец Суворов
обращался с офицерами?
Как с равными, как с товарищами
по оруж ию . Он знал, что офицер
русской арм ии ж и в е т небогато,
что шансов уцелеть в бою у него
гораздо меньш е, чем у солдата,
командир шел в атаку первым, пер-
вым и погибал. Кстати, уж е став
генералом, Суворов не гнушался
в самых кр и ти че ски х ситуациях
лично вести за собой полки, не раз
холил в рукопаш ную и даже бывал
в ней ранен.
Лю бовь и уважение к подчинен-
ным важны. Но, наверное, управ-
ленческий талант Суворова про-
являлся не только в этом?
11ет, конечно. Суворов уделял очень
больш ое вн и м а н и е по д го то вке
солдата. У полководца была даже
фраза: «Всякий воин должен знать
свой маневр». Проще говоря, он
учил своих офицеров всегда объяс-
нять солдатам, что будет происхо-
дить на поле боя. Требовал, чтобы
каждый знал, зачем затеяли пере-
строение, почем у пош ли в атаку
именно сейчас и почему отступают.
Суворов считал: если человек пред-
ставляет себе конечную цель, то де-
лает все разумно. Потому действия
суворовских частей и были всегда
спокойными, уверенными и проду-
манными. Никакой паники в рядах:
все понимали, что если приказали
отступать, это не бегство, а маневр,
военная хитрость. Такой подход
очень нетипичен для того време-
ни. В больш инстве арм ий учили
не рассуждать, а слепо исполнять.
В еликий пр усски й полководец
король Ф ридрих Великий — он
кстати, проиграл Суворову к Се-
милетней войне — так и говорил:
палки фельдфебеля солдат должен
бояться больше, чем врага. Счита-
лось, что солдату думать вредно,
а Суворов был уверен, что воевать
он должен сознательно.
А как же он добивался этой созна-
тельности?
Перед сраж ением он составлял
диспозицию для своих ком анди-
ров. После ее делали для каж до-
го из них, и они уже доводили ее
до сведения младших офицеров,
а те собирали солдат и объясняли,
что будет происходить завтра, как
и зачем нуж но будет действовать.
Это и есть знаменитая суворовская
наука управления?
Да что вы, тогда и науки такой не
было. Надо было просто знать че-
ловеческий материал, в том числе
и противника.
Как же он узнавал этот материал?
М н о го общался, читал, старался
как м ож но лучш е понять своего
противника, узнать о нем все, что
можно — от вероисповедания до
национальных традиций.
Зачем?
Ну скажем, многолетние боевые
противн ики русских тур ки были
религиозными фанатами. При этом
фанатизм их был «недолгого дей-
ствия». Турецких солдат накачива-
ли: искусственно возбуждали, пе-
ред ними ходили дервиши, султан
грозил страшными карами. И яны-
чары атаковали невероятно ярост-
но: с криком «Аллах акбар!» они
сметали противника. По если пер-
вый натиск завершался неудачей,
второго, как правило, не следовало.
А уж если тур о к заставляли идти
в рукопаш ную в третий раз, они
устраивали «яны чарский бунт»:
опрокидывался казан с кашей, что
служило знаком для «акции непо-
виновения». Суворов психологию
турок знал и настраивал русских
солдат на то, что обязательно нуж-
но выдержать первый напор.
То, ч т о С у в о р о в бы л м уд р ы м
военачальником, наверное, толь-
ко прибавляло ему баллов в глазах
подчиненных.
Конечно. С казанное С уворовым
часто растаскивалось но цитатам,
на которых и учили солдат. Была,
скажем, крылатая фраза, которую
сейчас иногда неверно трактую т:
«пуля дура, ш тык молодец». Якобы
полководец уповал на русского сол-
дата как на рукопашного бойца и не
слишком-то ценил его жизнь. Все
не гак. Просго, чтобы перезарядить
ружье, в те времена требовалось
три-четыре минуты. За это время
противник м ог пробежать сотню
шагов, так что второй раз иногда
и не получалось выстрелить. Вот
в этом и есть мудрость Суворова.
Обо всем этом он писал в своей
«Науке побеждать».
Для кого, кстати, он написал свое
руководство? С олдаты ведь по
большей части были неграмотными
и прочесть его не могли.
Офицеры в обязательном порядке
читали его в своих частях, когда
у солдат были свободные от работы
и учений часы.
Известно, что большинство гениев
авторитарны. Александр Суворов
тоже грешил этим?
Да, пож ал уй, он был человеком
ж естким , подчас даже жестоким ,
но при этом никогда не требовал,
чтобы его приказы исполнялись
от первого до последнего слова.
Ом всегда оставлял людям право
на инициативу. Д оверять он им
м ог — ведь он понимал, что каж-
дый солдат «знает маневр».
Ф р и д р и х В е л и к и й т а к и г о в о р и л : п а л к и ф е л ь д ф е б е л я
с о л д а т д о л ж е н б о я т ь с я б о л ь ш е , ч е м в р а г а . С ч и т а л о с ь ,
ч т о с о л д а т у д у м а т ь в р е д н о , а С у в о р о в б ы л у в е р е н , ч т о
в о е в а т ь о н д о л ж е н с о з н а т е л ь н о .
56
Н доапІ Вимпс» Ксч-ісм Госсии
предыдущая страница 57 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн следующая страница 59 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст