и л о п гп
спиртного: доля крепких алкоголь-
ных напитков, вина, пива и т.д, Сред-
нестатистический взрослый росси-
янин в год потребляет 14—15 л
приведенного спирта. Но столько же
Э
пьют в Португалии, Ирландии, Че-
Р
хии, Франции, Германии и Австрии,
где не отмечено аномально высокой
смертности. Очевидно: что фактор
риска для жизни и здоровья — кре-
пость самого популярного в стране
напитка (см. график).
Россия входит в число североевро-
пейских стран, склонных к особенно
тяжелым формам пьянства, а значит,
всем им нужна сильная алкогольная
политика. Изучив зарубежный опыт,
российские эксперты выработали
список рекомендаций — государст-
венных мер, которые могли бы по-
мочь России решить эту проблему.
1. Изменить общественное
мнение. Сама по себе пропаганда
трезвости малоэффек'ивна. Тем
не менее объяснять суть алкоголь-
ной политики государства и форми-
ровать в обществе ее поддержку
необходимо.
2. Повысить акцизы и налоги и од-
новременно ужесточить борьбу
с нелегальным алкоголем. Повыше-
ние цен на крепкие алкогольные
напитки оказалось одной из самых
действенных мер во многих странах.
Известно, что для спроса на алкоголь,
как и для большинства товаров,харак-
терна ценовая эластичность, — удо-
рожание приводит к сокращению
потребления.
Необходимо значительно уве-
личить стоимость водки по срав-
нению со слабоалкогольными
напитками.
Не стоит бояться всплеска потреб-
ления нелегального алкоголя. Вооб-
ще распространение контрабандного
и контрафактного спиртного — явле-
ние обычное, хотя и неприятное.
Доля незаконного алкоголя на рос-
сийском рынке такая же, как, напри
мер, в Норвегии — около трети. Но
сейчас Россия — единственная север-
ная страна, где самогоноварение
не преследуется по закону, и только
здесь пьют суррогаты, по какой-то
причине общедоступные и дешевые.
3. Затруднить доступ к алкоголь-
ным напиткам. Помимо ценового
порога нужно установить временные
и пространственные барьеры для по-
купки алкоголя. Прежде всего, запре-
тить его продажу в нерабочее время.
Огромное количество смертей в Рос-
сии происходит после того, как собу-
тыльники, решив «догнаться», идут
ночью в ближайший работающий
магазин и докупают спиртное. В ря-
де стран запрещено продавать алко-
гольные напитки в один из выходных
дней, например в воскресенье.
Важно уменьшить и количество то-
чек, торгующих алкоголем. В Подмос-
ковье один такой магазин приходит-
ся на 400 человек, а в Норвегии — на
18 тысяч.
4. Государственная монополия
на розничную торговлю спиртным.
Многие страны, борясь с эпидемией
пьянства, ввели государственную
монополию на розничную продажу
алкоголя. Эта мера оказалась эффек-
тивной в Швеции, Исландии, Норве
гии, Финляндии, Канаде, некоторых
штатах США и т.д. Продавая спиртное
только в государственных магазинах,
можно регулировать основную часть
алкогольного рынка и добиться того,
что спрос от самых крепких напитков
сдвинется к более легким, а в боль-
шинстве случаев снизится и общее
потребление. Количество таких тор-
говых точек ограничено, цены здесь
высокие, и работают они, как правило,
только днем.
5. Государственная монополия на
производство спирта. В прошедшие
годы алкогольный бизнес России
укрупнялся, а сейчас в стране идет
дискуссия о введении государствен-
ной монополии на производство
спирта. Во-первых, это поставит
заметную часть рынка под контроль,
во-вторых, обеспечит стандарт ка-
чества и собираемость налогов.
Дарья Халтурина (кИаИоиппо®
yahoo.com)
к.и.н., доцент Рос-
сийской академии государственной
службы, научный сотрудник Центра
цивилизационных и региональных
исследований РАН.
Потребление крепких алкогольных напитков (в литрах приаеденного спирта на взрослого
человека
а
год) и ожидаеиая продолжительность жизни на постсоветском пространстве;
прогноз 2001 года
30
ІІЛГЧ ЛГСІ НшІПС&і Ясукпу Россия
предыдущая страница 31 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн следующая страница 33 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст