к н и г а • Б о г а т с т в о с а м о о г р а н и ч е н и я
в получении свободного времени».
Трудоголик поступает так же, как
человек, одержимый страстью пот-
ребления, поскольку бездумно рас-
трачивает себя и прожигает жизнь
в бессмысленной гонке. Более того,
делая работу главной ставкой своей
жизни, можно здорово просчитать-
ся, ведь, «по мнению большинства
экспертов, чтобы поддерживать ми-
ровую экономику в двадцать первом
веке, хватит двадцати процентов ра-
ботоспособного населения».
Противиться соблазну стать пере-
довиком потребления нужно во всех
сферах жизни, вплоть до искусства.
«С искусством теперь обращаются
так же, как со свиной вырезкой или
фруктовым йогуртом, так же его рас-
кручивают», — пишет автор.
Вот некоторые запреты, которые
Шёнбург налагает на своих последо-
вателей. По его мнению, человеку,
который хочет сохранить независи-
мость и стиль, не пристало:
• ходить в фитнес-клубы, вместо
этого гораздо более стильно совер-
шать прогулки на свежем воздухе;
• относиться к машине как к пред-
мету роскоши — ведь это всего лишь
простая и полезная вещь: «Пользуясь
машиной с пренебрежением, трудно
погрешить против стиля»;
• проводить отпуск в туристических
поездках, особенно в круизах: «Среди
всех увлечений европейцев туризм
доставляет наибольшие неудобства.
Совершенно непонятно, почему люди
копят целый год деньги, чтобы потом
бездумно разбрасываться ими в поезд-
ке и жаловаться на то, что искомое
удовольствие приходит не так быстро,
как уходят деньги из кошелька»;
• фетишизировать одежду — оде-
ваться нужно, исходя из собствен-
ных представлений о вкусе: «носите
одежду сами и не позволяйте ей но-
сить себя».
По Шёнбургу, идеология консью-
меризма спекулирует на том, что
в обществе равных возможностей
богатство доступно всем. Оно пре-
вращается в стандарт, просто в сум-
му денег, становится безвкусным
и бесчеловечным. Денежный экви-
валент — единственная мера каж-
дой вещи, и поэтому она становит-
ся безликой. Отказ от потребления
в этой ситуации знаменует возвраще-
ние к аристократизму к ценностям,
которые не покупаются. К роскоши.
«То, что приносит настоящее наслаж-
дение, купить нельзя. Потерю предме-
та настоящей роскоши не в силах вос-
полнить ни одна страховая компания
в мире. Написанное от руки письмо.
Неповторимый экслибрис. Цветы из
сада пожилой дамы, которая иногда
позволяет вам собрать у нее букет.
Духи, которые вы смешали сами,
а не купили в парфюмерном магазине.
Работа, выполненная мастером по его
собственному эскизу. Прогулка в пар-
ке под легкое похрустывание снега.
Купание в озере жарким летним днем.
Вино, замурованное для вас вашим
отцом в день его пятидесятилетия.
..
Серийная продукция, ночь в номере
люкс, дорогая машина — все, что по-
купается и продается, не может быть
роскошью по определению».
Что ж, на отечественной почве тоже
когда-то выросло движение митысов,
которые в эпоху всеобщей погони за
«модным» дефицитом консьюмериз-
ма по-советски, твердо носили лишь
то немногое, что в магазинах «дава-
ли» без очереди — ушанки на рыбьем
меху, ватники, и питались макаронами,
сдобренными маргарином и хмели-су-
нели. Даже свою духовную пищу они
сводили к тому, что было максимально
доступно: культовым фильмам «Белое
солнце пустыни» и «Место встречи из-
менить нельзя».
В любом обществе люди, не желаю-
щие бежать в толпе за сомнительными
материальными благами, формируют
свой круг и даже собственную моду.
Вопрос в том, сколько людей готовы
следовать за ними? Альтернативный
стиль потребления — сравнительно
недорогой способ выделиться из тол-
пы. Его последователи играют в соб-
ственную игру и передают ее правила
своим детям, друзьям и соседям. Отве-
чая воображаемым критикам, Крисси
пишет: «Только людям, которые глухи
к современным тенденциям и нуждам
общества.
.. "зеленый" образ жизни
может показаться дешевой эксцен-
тричностью». У нее есть ответ и для
тех, кто опасается, что от непотреб-
ления массы обычных товаров может
пострадать экономика страны в целом.
«Наоборот, новые потребности созда-
ют новые технологии и новые рынки.
Погибнут лишь те производители,
которые
будут
упорно
сопротив-
ляться новому». И правда, экологичес-
кое движение давно встало на твердую
коммерческую почву. «Зеленый» образ
жизни в Америке настолько привился,
что редко встретишь молодую семью
которая не сообщила бы с гордостью,
что покупает еду в магазинах Organic
Food и не пользуется памперсами для
своего малыша, чтобы не загрязнять
ими окружающую среду. В России для
приверженцев «митьковского» стиля
опять начали производить «класси-
ческие» валенки и ватники. Остается
подождать и посмотреть, как биз-
несу удастся справиться с капризным
«аристократичным»
потребителем:
ответ наверняка найдется.
^
Делая работу главной ставкой своей
жизни, можно здорово просчитаться,
ведь в XXI веке ее не хватит на всех.
1 2 2
Harvard Business Review России
предыдущая страница 127 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн следующая страница 129 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст