К Н И Г А • Б о гатство с а м о о г р а н и ч е н и я
индонезийского текстиля и турецкой
кожи, но и с продукцией престижных
фирм, которая, по определению, не
может быть дешевой. Когда сбывается
сон героя Галича — «все ему доступно,
что видит он вокруг», — он теряется
перед слишком широким выбором.
Приходится обращаться к подсказке,
то есть к рекламе: одеваться «по мод-
ной картинке», точно так же покупать
автомобиль, часы и прочее, включая
масло и молоко к завтраку. Ширпот-
реб приносит все меньше радости,
и, чтобы оторваться от мейнстрима,
рождается новая эстетика потребле-
ния. Бизнесу рано или поздно при-
дется с этим считаться, поскольку
в основе новой эстетики (и прагма-
тики, кстати сказать) лежит концеп-
ция самоограничения.
Под знаком потребления прошел
весь двадцатый век. Глаза привыкли
скользить по полкам с заведомо не-
нужными вещами. Создание супер-
и гипермаркетов лишь усиливает
страсть к бездумному шопингу.
Разумеется, чрезмерное потреб-
ление не могло не вызвать реак-
ции. Разные общества предлагают
свои альтернативы, в них появляют-
ся этакие островки культуры сопро-
тивления. И в Европе, и в Америке
все настойчивее попытки доказать,
что бесконечная погоня за вещами,
материальными благами, знаками
благополучия, равно как и следова-
ние рекламе и навязчивым внушени-
ям производителей покупать больше,
вышли из моды.
Н и к о л а й А л е к с а н д р и и
—
обозрева-
тель радиостанции
«Эхо Москвы»
и телеканала «Культура».
В Америке это связано с размахом
«зеленого движения». Неразборчи-
вое потребление вредит человеку
и миру, провоцирует бессмыслен-
ную трату ресурсов. Производствен-
ный вал захлестывает целые страны.
Принцип необходимости давно за-
быт. Нередко вещь становится ненуж-
ной уже в момент покупки, и значит,
материалы, из которых она сдела-
на, сразу же превратились в мусор
и его придется как-то утилизировать.
Сделать из него еще одну ненужную
вещь? Как выбраться из этого пороч-
ного круга?
Ответ дает книга американской ак-
тивистки Крисси Траск «It's Easy Being
Сгееп» (Как просто быть зеленым).
Это не исследование и не учебник,
а памятка, сборник советов и реко-
мендаций. Автор говорит о простых
вещах, которые обыкновенно просто
не замечают. Современный человек,
зараженный вирусом консьюмериз-
ма. действует
неосознанно, почти
автоматически. Он меняет телевизор
каждый год в каждой комнате, обза-
водится большой машиной, хотя мог
бы обойтись меньшей, заполняет шка-
фы одеждой, которую не носит и т.д.
На это и обращает внимание Крисси
Траск. Она говорит, что можно смот-
реть фильмы по спутниковому теле-
видению, а не заваливать квартиру
новыми
DVD, можно брать книги
в библиотеке, а не идти за ними в ма-
газин, можно пользоваться сумкой,
а не выкидывать без конца пластико-
вые пакеты. И наконец, лучше все поку-
пать через интернет, потому что так ко-
роче цикл доставки — не надо строить
ни зданий для торговли, ни парковок
при них. Тут же сотни адресов сайтов
эколог ических интернет-магазинов
по категориям — от органических
продуктов до «правильных» прокла-
док и памперсов и «зеленой»офисной
мебели. Рекомендаций множество,есть
даже, казалось бы, совсем смешные
советы: узнавать прогноз погоды, пре-
жде чем решать, стоит ли мьть маши-
ну, и не поливать газон из разбрызгива-
теля при сильном ветре — а то много
воды улетает мимо.
Книга дотошно, до мелочей опи-
сывает альтернативный образ жиз-
ни и призывает отказаться от реф-
лекторной привычки приобретать.
Отсюда, кстати сказать, в Америке
возникают идеи замечательных ак-
ций вроде общенационального «Дня
без покупок».
Потребительский бум вызывает нас-
тоящее цунами производства и, соот-
ветственно, возводит горы вредных
отходов, ухудшая главные условия су-
ществования человека. Для американ-
цев, у которых стремление обезопасить
все и вся стало новой религией, тре-
бование стать «зеленым» абсолютно
прагматично.
Старый Свет склонен рассматри-
вать проблему в аспекте скорее эсте-
тическом. Или, по крайней мере, ис-
ходить не только из категории пользы.
Вкус, воспитание, представление об
истинном аристократизме здесь ока-
зываются не менее значимыми, благо
за перо берутся потомки самой родо-
витой аристократии вроде немецкого
журналиста графа Александра фон
Шёнбурга, автора книги «Искусство
стильной бедности».
Своим происхождением он дей-
ствительно может гордиться: «Наше
первое
родовое
гнездо,
Шёнбург,
с десятого века стоит в Тюрингии
на берегу Зале», — пишет азтор. Его
бабушка по материнской линии про-
исходила из русского рода Голицы-
ных. После революции семья бежала
в Венгрию, и Майя Голицына выш-
ла замуж за графа Балинтд Семени.
Современный человек, зараженный
вирусом консьюмеризма, потребляет
неосознанно, почти автоматически.
120
Harvard Bittiness Rewciv Россия