К Н И Г А • Б о гатство с а м о о г р а н и ч е н и я
индонезийского текстиля и турецкой
кожи, но и с продукцией престижных
фирм, которая, по определению, не
может быть дешевой. Когда сбывается
сон героя Галича — «все ему доступно,
что видит он вокруг», — он теряется
перед слишком широким выбором.
Приходится обращаться к подсказке,
то есть к рекламе: одеваться «по мод-
ной картинке», точно так же покупать
автомобиль, часы и прочее, включая
масло и молоко к завтраку. Ширпот-
реб приносит все меньше радости,
и, чтобы оторваться от мейнстрима,
рождается новая эстетика потребле-
ния. Бизнесу рано или поздно при-
дется с этим считаться, поскольку
в основе новой эстетики (и прагма-
тики, кстати сказать) лежит концеп-
ция самоограничения.
Под знаком потребления прошел
весь двадцатый век. Глаза привыкли
скользить по полкам с заведомо не-
нужными вещами. Создание супер-
и гипермаркетов лишь усиливает
страсть к бездумному шопингу.
Разумеется, чрезмерное потреб-
ление не могло не вызвать реак-
ции. Разные общества предлагают
свои альтернативы, в них появляют-
ся этакие островки культуры сопро-
тивления. И в Европе, и в Америке
все настойчивее попытки доказать,
что бесконечная погоня за вещами,
материальными благами, знаками
благополучия, равно как и следова-
ние рекламе и навязчивым внушени-
ям производителей покупать больше,
вышли из моды.
Н и к о л а й А л е к с а н д р и и
обозрева-
тель радиостанции
«Эхо Москвы»
и телеканала «Культура».
В Америке это связано с размахом
«зеленого движения». Неразборчи-
вое потребление вредит человеку
и миру, провоцирует бессмыслен-
ную трату ресурсов. Производствен-
ный вал захлестывает целые страны.
Принцип необходимости давно за-
быт. Нередко вещь становится ненуж-
ной уже в момент покупки, и значит,
материалы, из которых она сдела-
на, сразу же превратились в мусор
и его придется как-то утилизировать.
Сделать из него еще одну ненужную
вещь? Как выбраться из этого пороч-
ного круга?
Ответ дает книга американской ак-
тивистки Крисси Траск «It's Easy Being
Сгееп» (Как просто быть зеленым).
Это не исследование и не учебник,
а памятка, сборник советов и реко-
мендаций. Автор говорит о простых
вещах, которые обыкновенно просто
не замечают. Современный человек,
зараженный вирусом консьюмериз-
ма. действует
неосознанно, почти
автоматически. Он меняет телевизор
каждый год в каждой комнате, обза-
водится большой машиной, хотя мог
бы обойтись меньшей, заполняет шка-
фы одеждой, которую не носит и т.д.
На это и обращает внимание Крисси
Траск. Она говорит, что можно смот-
реть фильмы по спутниковому теле-
видению, а не заваливать квартиру
новыми
DVD, можно брать книги
в библиотеке, а не идти за ними в ма-
газин, можно пользоваться сумкой,
а не выкидывать без конца пластико-
вые пакеты. И наконец, лучше все поку-
пать через интернет, потому что так ко-
роче цикл доставки — не надо строить
ни зданий для торговли, ни парковок
при них. Тут же сотни адресов сайтов
эколог ических интернет-магазинов
по категориям — от органических
продуктов до «правильных» прокла-
док и памперсов и «зеленой»офисной
мебели. Рекомендаций множество,есть
даже, казалось бы, совсем смешные
советы: узнавать прогноз погоды, пре-
жде чем решать, стоит ли мьть маши-
ну, и не поливать газон из разбрызгива-
теля при сильном ветре — а то много
воды улетает мимо.
Книга дотошно, до мелочей опи-
сывает альтернативный образ жиз-
ни и призывает отказаться от реф-
лекторной привычки приобретать.
Отсюда, кстати сказать, в Америке
возникают идеи замечательных ак-
ций вроде общенационального «Дня
без покупок».
Потребительский бум вызывает нас-
тоящее цунами производства и, соот-
ветственно, возводит горы вредных
отходов, ухудшая главные условия су-
ществования человека. Для американ-
цев, у которых стремление обезопасить
все и вся стало новой религией, тре-
бование стать «зеленым» абсолютно
прагматично.
Старый Свет склонен рассматри-
вать проблему в аспекте скорее эсте-
тическом. Или, по крайней мере, ис-
ходить не только из категории пользы.
Вкус, воспитание, представление об
истинном аристократизме здесь ока-
зываются не менее значимыми, благо
за перо берутся потомки самой родо-
витой аристократии вроде немецкого
журналиста графа Александра фон
Шёнбурга, автора книги «Искусство
стильной бедности».
Своим происхождением он дей-
ствительно может гордиться: «Наше
первое
родовое
гнездо,
Шёнбург,
с десятого века стоит в Тюрингии
на берегу Зале», — пишет азтор. Его
бабушка по материнской линии про-
исходила из русского рода Голицы-
ных. После революции семья бежала
в Венгрию, и Майя Голицына выш-
ла замуж за графа Балинтд Семени.
Современный человек, зараженный
вирусом консьюмеризма, потребляет
неосознанно, почти автоматически.
120
Harvard Bittiness Rewciv Россия
предыдущая страница 125 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн следующая страница 127 Harvard Business Review Russian 2007.11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст