Количество выпускников учебных заведений
Доля выпускников в населении страны.
%
40*
Росси»
Огаи;.*«
Г*ри«и»а
США
ОХ?
■ Среднее
■ Высшее
■ Аспирантур«
профессионально*
обракиаиие
и докторантура
образование
Динамика изменения количества инженеров
Общая численность
1 200 000
I 100000
1000 000
«ооосо
800 000
700 000
<00
000
SOOOOO
400 000
300 000
2 0 0 0 0
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
5
5
Динамика изменения количества инженеров и ученых
200.000
150.000
100000
50000
1975
1985
1995
2005
Начало акаденического года
Россия
Великобритания
Южная Корея •
Гсрилния
Тайвань
V
/
И
| Китай |
| Японии|
и иностранным программам 2000-х
она не только выстояла, но и на-
бирает силу. В России сейчас 40%
ученых степеней присуждается
в технических науках; в США — 32%,
в ЕС — 35%; за последние семь лет
три россиянина получили Нобелев-
скую премию по физике — больше
только американцы.
По американским меркам россий-
ское университетское образование
слишком жесткое и широкое.
Студент сдает множество устных
и письменных экзаменов, от него
требуют самых обширных познаний.
Многие российские университе-
ты еще не перешли на западную
систему (четыре года бакалавриат
и два — магистратура) и студенты
по-прежнему учатся шесть лет. Это
важнейшее отличие: благодаря ему
потенциал российских инженеров
гораздо выше, чем у их коллег в Ев-
ропе и США.Наглядный пример —
Московский физико-технический
институт (МФТИ), который на
Западе окрестили «русским MIT».
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев
рассказал нам. что благодаря
жесткому отбору в вуз попадают
лучшие абитуриенты: москвичей
здесь меньше 10%, около 60% —
молодежь из провинции, еще
30% — из ближнего зарубежья.
А к преподаванию институт целенап-
равленно привлекает ведущих спе-
циалистов-пракгиков (поэтому две
трети преподавателей работают на
неполной ставке). Первые три года
учебы в МФТИ посвящены исключи-
тельно науке, следующие три — прак-
тике (разумеется, не в ущерб теории).
Этот сплав знаний и опыта позволяет
выходцам Физтеха чувствовать себя
уверенно даже на мировом рынке
труда. Кудрявцев уверяет, что 30%
выпускников последних лет работа-
ют в частных компаниях. Остается
надеяться, что грядущая реформа
высшего образования (разделение
на бакалавриат и магистратуру) не
отразится на качестве обучения.
Пока по числу дипломированных
специалистов Россия отстает только
от Китая и Японии. Это тот случай,
Октябрь 2007
19
предыдущая страница 18 Harvard Business Review Russian 2007.10 читать онлайн следующая страница 20 Harvard Business Review Russian 2007.10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст