гр яд ущ и х п о ко л е н и й . (Тот. V к о ю чув-
ство со п р и ча стн о сти человечеству не
вы работалось, замы кается на самом
себе и главной е го заботой становится
удовлетворение св о и х потреб ностей
п собственны й ком ф орт.) Э го время
ревизии. Взрослею щ ие дети покидаю т
гнездо, мужья и ж ены переоцениваю т
свои отнош ения. На работе желание
лидировать и бы ть лучш е всех осла-
бевает. руководители н а ч и н а ю т уде-
ляю т больш е вним ания воспитан ию
молодежи.
К а к счи тает п с и х о л о г Д эниел Л евин-
сон. переход о т этапа близости к этапу
п р о д у кти в н о с ти — э то время, когд а
взрослы й человек в последний раз ут-
верж дает сво ю независим ость, когда
о н . п о вы раж ению Л евин сона, стави т
то л ько на себя. Как показали е го иссле-
дования, пр и м е р н о в З7 л е т взрослы й
человек отвергает советы н о п е ку на-
ста в н и ко в и с та р ш и х ко л л е г и берет
свою проф ессиональную судьбу в соб-
ственны е руки . Тому, кто выдержал этот
последний б ой за сам остоятельность,
откры вается д о с п и к новы м высотам
Эти лю ди претендую т на более ответст-
венны е посты »ши основы ваю т соб ст-
венны е ко м п а н и и . О стальны е л и б о нс
пы таю тся самоутвердиться, либо им не
д аю т э т о го сделать. И м е н н о ж елание
о тстоять свою независим ость и сам о-
стоятел ьность заставляет м н о ги х и с -
кать новую проф ессиональную стезю .
Выбирая себе в ю ности поприщ е, мы
отказываемся о т д р уги х путей, н о лаем
себе с л о ю когд а-ни буд ь п р о й ти и их.
О б ы чн о спустя пятнадцать лет после
получения диплома человек пресы щ а-
ется своей работой, даже если она га-
рантирует вы сокий социальны й статус
и хорош ую зарплату. Тогда-то о н и вспо-
м инает обещ ания, данны е ко гд а -то са-
мому себе. И х га к хочется вы полнить,
ч то лю бые препятствия вызывают раз-
дражение. Н о поняв, ч то вернуться на-
зад и вес начать сначала невозм ож но,
м н о ги е испы ты ваю т смятение.
На этом этапе ж и з н и людям не о б хо -
дим д р уж е ски й совет, н у ж н о с ке м -то
п о го в о р и ть о наболевш ем, выслуш ать,
ч т о п е р е ж и л и н передум али д р уги е .
В этот период, когда м ногие прини м аю т
непросты е реш ения, ка к ни когда важна
под д е р ж ка б л и з ки х . Тогда есть ш анс
правильно выбрать новую проф ессию ,
а не п р о сто бежать о т разочарования
и т о с ки куда глаза глядят. Болес то го ,
возм ож но, ч то тогда у подаю щ его на-
дежды руководителя второе д ы хан ие
о ткроется и на старой работе и ем у не-
зачем будет уходить. Ц ен но и то . ч то
п роф есси онал , обдум ы ваю щ ий п е р -
спективы второй специ альн ости, см о-
ж е т п о то м п о м о га ть д р у ги м , о ка за в -
ш имся в таком же полож ении.
Кто я?
Ч тобы не прогадать, вы бирая вторую
проф ессию , н уж н о обязательно учи ты -
вать то . ч то п си хо л о ги назы ваю т э го -
идеалом. Э то наш а путеводная звезда,
ид еалы 1ы й образ себя сам ого в будущем.
О н определяет, каким человек хотел бы
Выбирая себе
в юности поприще,
мы отказываемся
от других путей.
себя видеть и ка ки х целей хотел бы д о -
стичь. М аленькие дети отож дествляю т
себя с родителями и д ругим и взрослы -
м и. уясняю т, «что такое хо р о ш о и что
такое плохо*, начинаю т поним ать, как
угод ить им или. наоборот, оказать со -
противление, ж ивут с ощ ущ ением, что
о н и малы и беспомощ ны по сравнению
со взрослыми. Ф орм ирование эго-идеа-
ла зависит и о т то го , ка к дети справля-
ю тся с эти м ощ ущ ением . С первы м и
успехами в учебе или каком -то деле у ре-
бенка или подростка появляется пред-
ставление о будущей работе, о н о •встра-
ивается* в эго-идеал. Со временем мы
переоцениваем и пополняем его.
Л ю ди всю ж и зн ь стремятся соответ-
ствовать своем у эго-идеалу, н о э то н и -
ком у и ни ко гд а не удастся. Чем больш е-
го человек достигает, тем больш его ему
хочется. Н о когда нам кажется, ч то мы
приближаем ся к этом у идеальному о б -
разу. мы выше оцениваем себя и наше
сам оощ ущ ение улучш ается. Чем ш ире
пропасть м еж ду эго-идеалом и соб ой
ны неш ним , тем больш е мы себя нс л ю -
б им . тем сильнее нас гн е тут депрессия
и чувство вин ы , тем менее адекватно
мы себя ведем.
Когда человек м ожет воплоти ть свой
эго-и д еал в пр о ф е сси и , о н доволен
и ж и зн ью , н раб отой. А иначе работа
становится проклятьем. Словом, жела-
ни е д остичь эго-идеала, нравиться са-
мому себе — о ч е н ь мощ ная мотивация.
В ы пол нить обещ ания, ко гд а -то данны е
самому себе, — и м е н н о э то заставляет
м н о ги х искать новы е пути.
П оскольку' эго-идеал закладывается
в раннем детстве, зачастую мы см утно
себе е го представляем. Ч тобы выявить
зн ачим ы е для эго-идеала о р и е н ти р ы ,
прид ется в с п о м н и ть и с то р и ю своей
сем ьи, все. ч то связано с о ш калой и ра-
б о той. Э ю непростая задача, и он а тре-
бует врем ени. Н о м о ж н о у с ко р и т ь ее
р еш ен ие. Для э т о го н у ж н о о тв е ти ть
на н е с ко л ь ко в о п р о с о в и о б суд и ть
с в о и ответы с б л и зки м вам человеком
(даже если это упраж нение кажется вам
странны м , е го с то и т вы полнить).
1. Какой была система ценностей ва-
ш его отца? Имеется в виду не то. ч то он
говорил или делал, а то . ч то защ ищ ал
и отстаивал. Ч то бы ло для него важно?
П о ка ко м у «кодексу чести« о н жил?
Какие идеалы бы ли у вашей матери?
2. В спом ните свой первы й по ступ о к,
ко то р ы й одобрила ваша мать. М алень-
к и й реб е н о к очен ь старается заслужить
похвалу мамы — гл а в н о го человека
и е го ж и зн и . Н аш и первые п о пы тки уто-
д и ть матери превращ аю тся н уко р е н и в -
ш иеся поведенческие п р и в ы ч ки . О н и ,
та ки м об разом , оказы ваю тся важ ной
составляю щ ей ин д иви дуал ьного стиля
поведени я
человека
и ф о р м и р у ю т
подсознательны е цели. В последствии
р е б е н о к старается радовать и отца.
(И н о гд а - э то о со б е н н о ха р а кте р н о
для ж енщ ин — определяю щ им и стан о-
вятся м атеринская система ценностей
и п о ступ ки , одобряемые о тц ом .)
3. В спом ните героев своего детства.
К то бы ли ваши кум иры - спортсм ены ,
актеры , п ол итики? О ко м вам правится
чи тать сейчас, на к о го с удовольствием
см отрите, вклю чая телевизор? К аки м и
д остиж ени ям и восхищ аетесь?
84
Harvard Вимпс» Kcvtew (Чюсня
предыдущая страница 83 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн следующая страница 85 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст