В т о р а я п р о ф е с с и я : м е ч т а м о ж е т с б ы т ь с я
Годам к 3 5 —4 0 л ю д и о б ы ч н о уж е
представл яю т себе, ч т о и м «светит*
на работе. С равнивая ско р о с ть своего
продвиж ения с успехам и коллег, р у ко -
водитель судит, прекратил ось е го вос-
хож дение или нет. Если последнее на-
значение н е приб л иж ает е го к верш ине,
зн а чи т, подъем, п охож е, за кон чен.
Н о есть и д р уги е обстоятельства, к о -
то р ы е побеж д аю т лю дей м енять п р о -
ф ессию : возраст и проф ессиональны й
рост. Если начинаю щ ие руководители
посещ аю т разнообразны е курсы повы -
ш ения квал и ф и каци и, с азартом берут-
ся за новое дело, н м нравится, когда и х
переводят с места на место, о н и не п р о -
ти в с в е р х у р о ч н о й раб оты и п о с то я н -
н ы х разъездов, т о с возрастом напря-
ж е н н ы й тем п р а б о ты н а ч и н а е т и х
утом л ять и зарплата уж е н е каж ется
прием лем ой ко м пенсац ией за о тка з о т
остальны х зем ны х радостей.
Н о часто лю ди и щ ут новую проф ес-
с и ю нс о т хорош ей ж и зн и . О д ни стре-
мятся к переменам, п отом у ч то вечно
недовольны со б о й ; д р у ги х с места на
м е сто го н и т депрессия и л и обида,
ощ ущ ение, ч то с н и м и несправедливо
обош лись; третьим не дает п о ко я страх
см ерти ; четверты е с ч и та ю т себя та -
лантливее или способнее, чем на самом
деле. К то -то думает, ч т о ем у давны м -
давно уж е пора хо д и ть в д и р е кто р а х,
некоторы м лень учиться новом у, а есть
и такие, кто соревнуется с бы вш им и о д -
н о ка ш н и ка м и . М н о ги е п р о с то х о тя т
бы ть лучш е всех, а э то н м не очен ь-то
удастся.
Н а чи н а ть св о ю п р о ф есси онал ьную
ж и зн ь с нуля, руководствуясь подобны -
ми сооб раж ениям и. - пустая трата сил.
Если чел овек во всех с в о и х неудачах
в и н и т р аб оту ил и д урака-начаяьн ика,
не поним ая, ч то и сти н н а я п р и ч и н а его
проблем - в нем самом, то вторая п р о -
ф ессия наверняка разочарует е го так-
же. ка к и первая. П оэтом у преж де чем
и ска ть новое дело, надо че стн о ра зо -
браться в себе и понять, через ч то пред-
с то и т пр о й ти .
Этапы зрелости
С при б л и ж е н и е м сред н его возраста
мы сли о второй проф ессии становятся
все настойчивее. П си хо а н а л и ти к Эрик-
Э р и кс о н . основы ваясь на труд ах З и г-
м унда
Ф рейд а, выделял
т р и этапа
зр е л о сти ; б л и зо сть, п р о д у кти в н о с ть
и цельность. У каж дого этапа свои зада-
чи и пси хо л о ги че ски е кризисы .
П ервы й этап взросл ой ж и з н и , бли-
зость, со отвегствутт возрасту о т 21 до
35 лет. П од б лизостью Э р и ксо н п о н и -
мает не то л ь ко ф изи че скую близость,
н о и способн ость за б о и гться о д ругих,
завязывай» друж еские отнош ения, дове-
р я й . другим , не боясь потерять п р и этом
себя. Э то самое творческое, плодотвор-
ное. новаторское время. Все нерастра-
ченны е силы взрослого м олодого чело-
века направлены на вы бор карьеры ,
на заклю чение брака и создание семьи.
Третий, заклю чительны й этап зрелости,
цельность, начинается в 55 лет. Человек
готовится к вы ходу на пенсию , подводит
и т о ги своей ж и зн и , переосм ы сливает
ее и прим иряется с нею . О щ ущ ение
цельности, осм ы сленности ж и зн и воз-
н и ка е т у то го , кто , огляды ваясь назад,
ощ ущ ает удовлетворение. Тот ж е. кто
в п р о ж и то й ж и зн и видит лиш ь упущ ен-
ные возм ож ности и обидны е пром ахи,
о с о зн а н , ч то начинать все сначала уже
поздно. Человека охваты вает отчаяние
при мысли о том . ка к могла бы сто ж и ть-
ся. н о н с сложилась ж изнь.
А в пром еж утке, на этапе п р о д ук-
т и в н о с т и .
ко т о р ы й
продолж ается
п р и м е р н о с 35 д о 55 лет. человек
н а ч и н а е т разм ы ш лять о судьбах п о -
с т о р о н н и х ем у лю дей, задумываться
о б устр о й ств е б удущ его м ира, ж и з н и
Сентябрь 2007
8 3
предыдущая страница 82 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн следующая страница 84 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст