1
I и
Мнение
Морген Витцель
Лидерство в исламском мире
с
L
С
С
с
а
На какие черти мусульманской тра-
диции лидерст ва стоило бы обратить
внимание Западу? Вопрос не празд-
ный. ведь в последние голы слишком
часго га пали ые лидеры-инливндуалн-
стм оказывались колоссами на глиня-
ных ногах — вспомним хотя бы скан-
дольные отставки Кеннета Лея из Enron,
Берни Эбберса из Worldcom и Сеса ван лер
Хувена из нидерландской компании Ahold.
Возможно, пришло время более скромных руководи-
телей, считающих себя, как на Востоке, слу! ами соб-
ственного бизнеса, а не его хозяевами. К тому же
компании сущест вуют не в вакууме, и любой руко-
водитель, независимо от релш ии, должен осозна-
вать, что он несет ответственность не только за свое
дело, но и за общество в целом.
Исламский мир дает нам прекрасный пример та-
кого служения: Мухаммад Юнус, основатель банка
Gramecn в Бангладеш, лауреат Нобелевской пре-
мии мира 2006 гола. На церемонии вручения пред-
седатель Нобелевского комитета рассказал: «Илея
предоставлять ссуды бедным людям, не требуя
от них финансовых гарантий, казалась совершен-
ной утопией. 11о Юнус превратил мнк рок релит
в один из важнейших инструментов борьбы с бед-
ностью». Так руководитель банка на собственном
примере учи I нас, как бизнес может служить обще-
ству, а человек — бизнесу, которым управляет.
Вопрос в том, готовы ли мы на Западе воспринять
этот урок и по-новому взглянуть на предназначе-
ние лидерства?
Ланно известно, что понимание роли лидера зави-
сит от особенностей национального менталитета
(голландский исследователь кросс-культурного
менеджмента Г ирг Хофсгел называет его «програм-
мной начинкой разума»). Во многом культура опре-
деляет, как люди относятся к руководителю, чего от
него ждут и как он сам пользуется своим влиянием.
Чего жлег от своего лидера мусульманин? В то
время как западная мысль ищет качества, необходи-
мые, чтобы выделиться и стал, «великим», мусуль-
манская градипия рассматривает предводителя как
«одного из многих». В философии ислама идеальный
лидер — это человек, высоко стоящий нал другими,
но н то же время скромный, боговлохновенный.
но в первую очередь преданно служа-
щий своему народу. Уважение к социу-
му, скромность и чувство справедливос-
ти — вот основные качества истинного
лидера.
Али ибн Абу Талиб, зять пророка Му-
хаммеда и четвертый халиф ислама, пи-
сал: «Не закрывай гесь надолго от людей,
ибо длительное обособление властителей от
подданных непредусмотрительно влечет за со-
бой неосведомленность в делах. Такое обособление
не позволит властителям узнать го, что было им не-
известно, и в результате важные дела покажутся им
несущественными, а несущественные — важными,
хорошие дела — плохими, а плохие — хорошими
и истина перемешается с ложью».
Исламские мыслители никогда не воспринимали
всерьез илеи коммунистического коллективизма.
Мухаммед Абдо, египетский реформатор конца
XIX века, писал: «В человеке есть врожденная склон-
ность к общественной жизни. Но, в отличие от пчел
и муравьев, ему не дарована инстинктивная способ-
ность выполнять го, что требуется обществу». Инди-
видуальные желания и потребности отдаляют нас
друг от друга, угрожая единству социума. Лидер
подобно пастырю напоминает людям об их обязан-
ностях перед обществом.
В противовес западным исламские мыслители
не выделяли отдельных граней руководства: в биз-
несе, политике, религии или общественной жизни.
Ислам всегда рассматривал сообщество как единое
целое, что не позволяло проводи л» границу между
этими сферами. У любого делового человека есть
религиозные обязанности, и все знают, что сам
пророк Мухаммед и его жена занимались торгов-
лей. Мухаммед водил караваны, жил и работал
с погонщиками верблюдов и потому хорошо знал
их нужды.
В каждой культуре — свои приоритеты и свое
понимание роли лидера. 11о смирение и готовность
к служению людям были и будут важны всегда и во
всех сообществах людей.
М о р г е н В и т ц е л ь (M o rg e n W itz e i)
специалист
по и ст ории бизнеса и м е н е д ж м е н т а , редакт ор
и п о ст о я н н ы й авт ор ж у р н а л а E uropean Business F o ru m
(w w w .e b f online.com ).
2-І
ll.irv.ird Butine» Review Россия
ЭДИК КАТМХИм
предыдущая страница 23 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн следующая страница 25 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст