и-іиаип
• индивидуализм(предрасположен-
ность к личной ответственности);
• маскулинность(нацеленность
на достижение результата любой
ценой, стремление к материальному
Э
успеху);
Г
2
таблица | ПОКАЗАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
РАЗНЫХ СТРАН (ИССЛЕДОВАНИЕ ГИРТА ХОФСТЕДА)
Страны
Дистанция
■ласти
Индивидуалин*
Маскулинность
Итбесаиие
неопределен-
ности
Долгосрочная
ориентация
Великобританії*
35
39
66
35
25
Германия
35
67
66
«5
31
Италия
50
76
70
75
ЗА
США
*0
91
62
46
П
Франция
68
71
А)
86
39
Шяенцария
и
68
70
ад
АО
успеху (маскулинность выше сред-
ней — 73) и стремятся избегать неопре-
деленности (показатель выше среднего
уровня — 69), долгосрочная ориен-
тация у них средняя (4 6 ). Все это
говорит о том. что понимание карьеры
• избегание неопределенности
(готовность действовать в условиях
нечетких правил);
• долгосрочная ориентация (умение
ориентироваться на стратегичес-
кие цели).
Результаты нашего опроса (таблица 1)
практически совпали с хофстедовскими.
Особым чинопочитанием российские
студенты не отличаются (дистанция
власти у них средняя — 52); они готовы
брать на себя ответственность (индиви-
дуализм выше среднего — 6 7 ); уделяют
большое внимание материальному
и рабочих отношений нашими студен-
тами близко к «классическому буржу-
азному» (таблица 2).
Студенческая прозападность —
первый любопытный вывод опроса,
ведь менталитет взрослых россиян
ближе к восточному. Это показало наше
исследование 2004 года: у взрослых
дистанция власти была средней (около
50), индивидуализм — ниже среднего
(порядка 50). маскулинность — низкой
(2 5 — 4 5 ), избегание неопределен-
ности — очень высоким (больше 90),
а долгосрочная ориентация — средней
3 таблица | СРАВНЕНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТОВ И ДРУГИХ
СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В РОССИИ (2 0 0 1 -2 0 0 4 ГГ.)
Города
Дистанция
Иидивидуалиїм
Маскулинность
Избегание
Долгосрочная
власти
иеопределеи-
ориентация
иости
Нилший
38
48
52
44
48
«5
Иоятород
Ярославль
45
5-і
52
А5
АЗ
Тула
51
48
77
50
60
33
70
10А
49
38
Тюмень
53
А5
8<
78
54
54
Ставрополь
60
69
59
А8
24
121
135
39
51
*
нет донных
(4 0 — 5 0 ). Выходит, за 17 лет демокра-
тии в стране появилось поколение мо-
лодых людей, менталитет которых отли-
чается от менталитета большинства
соотечественников (таблица 3).
Второй интересный вывод — изме-
нение менталитета в процессе учебы.
Обнаружилось, что дистанция власти
у студентов медленно растет от курса
к курсу, а индивидуализм пусть
и незначительно, но падает. И хотя
к моменту окончания института оба
показателя не выходят за рамки запад-
ных норм, тенденция все равно просле-
живается: высокая дистанция власти
и низкий индивидуализм присущи жите-
лям Востока. В 2004 году мы проводили
опрос в Туле, Тюмени и Ставрополе —
и снова та же картина: на первых курсах
у студентов менталитет западного типа,
а к последним он начинает двигаться
в сторону восточного. Трудно понять
причину этой метаморфозы без специ-
ального исследования. Возможно, дело
в среде, но. вероятно, восточное
мышление студентам прививает как
раз вузовское образование.
Наше исследование студенчества
дает бизнесу пищу для размышлений.
Работодателям выгоден «буржуазный»
взгляд молодежи на работу. И опрос
показывает, что, затевая реформы,
внедряя прогрессивные системы моти-
вации и устанавливая ключевые пока-
затели производительности, нужно
опираться на вчерашних выпускников.
Но, по всей видимости, на менталитет
влияет система обучения — причем
невыгодным для бизнеса образом.
Последние годы корпорации, которые
остро нуждаются в квалифициро-
ванных кадрах, пытаются сотрудничать
с университетами. Может, им стоит
активнее участвовать в учебном
процессе? Тогда будет больше шансов,
что новые сотрудники будут владеть
единым — международным — языком
Ю ри й Л а т о в
д .э .н ., д о ц е н т каф едры
и н с т и т у ц и о н а л ь н о й э к о н о м и к и Государ-
с т ве н н о го У н и верси т ет а
В ы сш ей
ш ко л ы эко н о м и ки . Н а т а л ь я Л а т о в а —
н а у ч н ы й с о т р у д н и к И н ст и т ут а с о ц и о -
л о ги и Р оссий ской а ка д е м и и н а у к.
2 2
Наттзп! Вичпс» Исмсч Роса«
предыдущая страница 21 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн следующая страница 23 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст