« і Н А У К А И Б И З Н Е С
ВЕНЧУРНОМУ КАПИТАЛИСТУ
1
► Памятливая
подвеска
В России, как известно, две главные
проблемы. От одной из них страдают
в основном автомобилисты: гонки по
кочкам и ухабам доставляют удовольст-
вие далеко не всем.Езда по пересечен-
ной местности быстро выводит из строя
амортизационную систему автомо-
биля — сложное устройство, состоящее
из множества элементов. Среди них есть
специальный стальной стержень, так
называемый торсион (от torsion — скру-
чивание, кручение), одним концом
приваренный к кузову. При ударе он
работает на «скручивание» — как бы
переводит удар в другую плоскость, —
но и сам при этом может погнуться. Что-
бы починить машину, придется менять
торсион — а это долго, дорого и сложно.
Даже любители экстремального вожде-
ния едва ли готовы надолго расстаться
с машиной из-за очередной поломки.
Избавить автомобилистов от головной
боли взялись сотрудники Ростовского
военного института ракетных войск
им. Главного маршала артиллерии
М.И. Неделина. Недавно они зарегистри-
ровали изобретение, название которого
«Управляемая система амортизации авто-
мобиля на основе сплава с эффектом
памяти формы» говорит само за себя.
Военные инженеры предлагают делать
торсион полым и изготавливать его из
сплава, обладающего так называемым
эффектом памяти формы, — изделия
из него после деформации легко восста-
навливают первоначальную форму.
Погнутый торсион нужно будет всего-
навсего разогреть, пропустив через него
нагретую двигателем воду. Разумеется,
сплав должен быть термостойким, чтобы
конструкция принимала прежнюю форму
при температуре около 100°С.
Кстати, благодаря полой конструкции
торсионный элемент стал прочнее: диа-
пазон его рабочих частот (при которых
он не гнется) расширился, а буферные
свойства улучшились.*
►
Деревянный пластик
Ученые давно мечтают о новом
сырье для производства пластмасс,
топлива и других ценных химических
соединений. Но найти качественную
замену сырой нефти оказалось не так-то
просто. И вот наконец сотрудникам
Тихоокеанской северо-западной нацио-
нальной лаборатории (США) удалось
получить недорогой строительный
материал для пластика из глюкозы.
Химики и раньше пытались произво-
дить сырье для пластика — гидрокси-
метилфурфурал — из глюкозы. Однако
этот процесс всегда был дорогим
и неэффективным. Конечного продукта
получалось мало, а побочных продуктов,
напротив, много.
Изобретение американских ученых
позволяет упростить, удешевить и зна-
чительно обезопасить процедуру полу-
чения гидроксиметилфурфурала.
В качестве катализатора ученые пред-
ложили использовать хлорид хрома,
помещенный в ионную жидкость. В этом
случае образуется очень мало остаточных
примесей, выход конечного продукта
составляет 70%, а реакция идет при
температуре всего 100°С.
Ученые планируют продолжить
эксперименты и досконально изучить
механизм открытого ими процесса.*
►
Вода из воздуха
Где взять воду жителям засушли-
вых, пустынных и загрязненных районов
Земли? Как добыть жизненно необходи-
мую влагу там. где ее в принципе быть
не может? Ответ на этот вопрос нашли
израильские ученые из Technion —
Israel Institute of Technology и архитек-
торы из Geotectura Studio. Они создали
простую установку для получения чистой
воды из воздуха — идею навеяла сама
природа: паутина и листья, на которых
каждое утро конденсируется влага.
Новая установка — ее назвали WatAir —
представляет собой перевернутую
пирамиду из эластичного материала
108
Harvard Віьіпсч' Review Россия