« і Н А У К А И Б И З Н Е С
ВЕНЧУРНОМУ КАПИТАЛИСТУ
1
► Памятливая
подвеска
В России, как известно, две главные
проблемы. От одной из них страдают
в основном автомобилисты: гонки по
кочкам и ухабам доставляют удовольст-
вие далеко не всем.Езда по пересечен-
ной местности быстро выводит из строя
амортизационную систему автомо-
биля — сложное устройство, состоящее
из множества элементов. Среди них есть
специальный стальной стержень, так
называемый торсион (от torsion — скру-
чивание, кручение), одним концом
приваренный к кузову. При ударе он
работает на «скручивание» — как бы
переводит удар в другую плоскость, —
но и сам при этом может погнуться. Что-
бы починить машину, придется менять
торсион — а это долго, дорого и сложно.
Даже любители экстремального вожде-
ния едва ли готовы надолго расстаться
с машиной из-за очередной поломки.
Избавить автомобилистов от головной
боли взялись сотрудники Ростовского
военного института ракетных войск
им. Главного маршала артиллерии
М.И. Неделина. Недавно они зарегистри-
ровали изобретение, название которого
«Управляемая система амортизации авто-
мобиля на основе сплава с эффектом
памяти формы» говорит само за себя.
Военные инженеры предлагают делать
торсион полым и изготавливать его из
сплава, обладающего так называемым
эффектом памяти формы, — изделия
из него после деформации легко восста-
навливают первоначальную форму.
Погнутый торсион нужно будет всего-
навсего разогреть, пропустив через него
нагретую двигателем воду. Разумеется,
сплав должен быть термостойким, чтобы
конструкция принимала прежнюю форму
при температуре около 100°С.
Кстати, благодаря полой конструкции
торсионный элемент стал прочнее: диа-
пазон его рабочих частот (при которых
он не гнется) расширился, а буферные
свойства улучшились.*
Деревянный пластик
Ученые давно мечтают о новом
сырье для производства пластмасс,
топлива и других ценных химических
соединений. Но найти качественную
замену сырой нефти оказалось не так-то
просто. И вот наконец сотрудникам
Тихоокеанской северо-западной нацио-
нальной лаборатории (США) удалось
получить недорогой строительный
материал для пластика из глюкозы.
Химики и раньше пытались произво-
дить сырье для пластика — гидрокси-
метилфурфурал — из глюкозы. Однако
этот процесс всегда был дорогим
и неэффективным. Конечного продукта
получалось мало, а побочных продуктов,
напротив, много.
Изобретение американских ученых
позволяет упростить, удешевить и зна-
чительно обезопасить процедуру полу-
чения гидроксиметилфурфурала.
В качестве катализатора ученые пред-
ложили использовать хлорид хрома,
помещенный в ионную жидкость. В этом
случае образуется очень мало остаточных
примесей, выход конечного продукта
составляет 70%, а реакция идет при
температуре всего 100°С.
Ученые планируют продолжить
эксперименты и досконально изучить
механизм открытого ими процесса.*
Вода из воздуха
Где взять воду жителям засушли-
вых, пустынных и загрязненных районов
Земли? Как добыть жизненно необходи-
мую влагу там. где ее в принципе быть
не может? Ответ на этот вопрос нашли
израильские ученые из Technion —
Israel Institute of Technology и архитек-
торы из Geotectura Studio. Они создали
простую установку для получения чистой
воды из воздуха — идею навеяла сама
природа: паутина и листья, на которых
каждое утро конденсируется влага.
Новая установка — ее назвали WatAir —
представляет собой перевернутую
пирамиду из эластичного материала
108
Harvard Віьіпсч' Review Россия
предыдущая страница 107 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн следующая страница 109 Harvard Business Review Russian 2007.09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст