С И Т У А Ц И Я •
Комментарии
О
писа нн ая ситуация тип ичн а для д е в е -
л о п е р ски х ко м п а н и й и и н в е сто р о в ,
работаю щ их с н е д в и ж и м о стью в России.
Речь зд е сь идет о та к на зы в а е м ы х с о ц и -
альны х о б р е м е не ни ях. К о м п а н и я м , о су-
щ ествляю щ им ин ве сти ц и о н н ы е проекты
в области не д ви ж и м ости , часто «предла-
га ю т- построить и передать в со б ств е н -
ность м униципалитета и н ж е н е р н ы е к о м -
м ун и ка ц и и . д е тские сады , ш колы и ины е
о б ъ е кты с о ц и а л ь н о й ин ф р аструктур ы .
О рганы власти р а зл ичны х ур о вн е й с ч и -
таю т это нор м а л ьно й п р а кти ко й .
П р и ч и н а — в п р о т и в о р е ч и и м е ж д у
двум я ф ун кц и я м и го суд ар ства . С од ной
сто р о н ы , о н о д о л ж н о ко н т р о л и р о в а т ь
с о б л ю д е н и е м н о го ч и с л е н н ы х п р а в и л
и н о р м , р е гул и р ую щ и х гр а д о стр о и те л ь -
ную отрасль, а с д р угой — зачастую са м о
участвует в строительстве, предоставляя
зе м л ю , а зн а ч и т, д о л ж н о д е й с тв о в а ть
в сво их интересах. Б лагодаря сочетанию
этих ф ун кц ий о р га н ы власти п о сто ян но
контролирую т ин ве сти ц и о н н ы й процесс,
что п озвол яет им получать м атериальны е
а кти в ы о т л ю б о го п р о екта . О д нозначно
утве р ж д ать, что это н е с п р а в е д л и в о . —
Оставаясь в рамках законодательства,
Осипян может пойти тремя путями:
уговорить, предостеречь, обжаловать.
нельзя, п о ско л ь ку Конституция РФ га р а н -
тирует р а в н о е п о л о ж е н и е всех со б ств е н -
н и ко в (в том числ е и государства) в гр а ж -
д а н с ко м о бороте. И то. что го суд ар ство
использует с в о ю со б ств е н н о сть (зем лю )
с в ы го д о й для с е б я , н е п р о т и в о р е ч и т
п р а в о в ы м п р и н ц и па м .
Д р у го е дело, что этот м е ха н и зм д о сих
п о р н а п р я м ую не регулируется, и п о л о -
ж е н и е . в ко то р о м о ка з а л с я О си п я н . —
п р я м о е то м у сви д е те л ьство .
С ю р и д и ч е с ко й то ч ки зр е н и я в се в ы -
гл я д и т сл е д ую щ и м о б р а з о м . С о гл а сн о
п ункту 1 ста тьи 5 1 Градостроительного
ко д е кс а Р Ф р а зр е ш е н и е на с тр о и те л ь-
с тв о — это д окум ент, п о д тв е р ж д а ю щ ий
И лья Капуспшн,
моихпшпипь геиератюго
директора ООО Щ шдичес-
кая фир ча ЛАКИ >Н1
/ЛИ-
с о о тв е тс тв и е п р о е ктн о й д о ку м е н та ц и и
тр е б о ва н и ям градостроител ьного плана
зе м е л ьн о го участка. К за я в л е н и ю о в ы -
д аче р а зр е ш е ния прикл а ды ва е тся среди
п р о ч е го п р а в о у с та н а в л и в а ю щ и й д о к у -
м ент на зем л ю , а та кж е полож ительны е
за кл ю че н и я государственной экспертизы
и го с у д а р с тв е н н о й э к о л о ги ч е с к о й э к с -
п е р ти зы п р о е ктн о й д о ку м е н та ц и и . Это
значит, в о п р о с о п редоставл ени и участка
под строител ьство уж е реш ен, все норм ы
со бл ю д е н ы и у м е стн о го о р га н а власти
нет за ко н н ы х о сн о в а н и й для о тка за .
О ставаясь в р а м ка х р о сси й ско го з а к о -
нодательства. О сипян м о ж е т пойти тремя
путям и: у го в о р и ть , п р е д о сте р е чь, о б ж а -
л о ва ть и обяза ть. У го во р ить — п ровести
п е р е го в о р ы или п е р е п и с к у с о р га н о м
власти, чтобы добиться за ко н н ы х де йст-
ви й с е го стороны . П редостеречь — п о д -
кл ю чить прокуратуру, ко то р а я в соответ-
с т в и и с о с та ть е й 2 5 .1 Ф е д е р а л ь н о го
за ко н а -О прокуратуре РФ - в п р а в е преду-
предить д о лж но стн ы е лица о послед стви-
ях наруш ения за ко н а . В больш инстве слу-
ча е в это д ействует о трезвл яю щ е. Третий
ва р иа нт — ч е р е з суд о б ж а л о в а ть н е за -
ко н н о е бе зд е й стви е о р га н а власти. Это
э ф ф е кти в н ы й с п о с о б за щ и ти ть п р а в а
п р е дприни м ателя, н о на н е го требуется
м н о го вр е м е н и. В результате и н в е сти ц и -
о н н ы й п р о е к т п р е в р а ти тс я в с о в о к у п -
но сть бл е стящ их п о б е д в б е с ко н е ч н о й
череде судебны х п р о ц е ссо в . О дна с то р о -
на будет о б я зы в а ть п р о ти в н и ка вы п о л -
нять с в о ю -властную ф ун кц и ю в области
градостроител ьства, а д р угая — и ска ть
и находить в деятельности за стр о й щ и ка
несоответствия м н о го числ е нн ы м регули-
рую щ им д о кум е нта м . У читы вая ско р о сть
работы судебной систе м ы и п р о ти в о р е -
чив ость законод ател ьства, и н в е сти ц и о н -
ная цель (то есть прибы ль) едва ли будет
достигнута. П оэтом у ед инствен ны м д е й -
стве н н ы м путем п р а в о м е р н о го урегули-
рования конф ликта я считаю переговоры .
С о ц и а л ьн ы х о б р е м е н е н и й и зб е ж а ть
о чень сл о ж н о, поэтому, чтобы не попасть
в та кую ж е ситуацию , реш ать этот в о п р о с
н уж н о на ранних стадиях пр о екта .
40
lUrvjrtl Business Review Р
0
СС
1
И
предыдущая страница 39 Harvard Business Review Russian 2007.08 читать онлайн следующая страница 41 Harvard Business Review Russian 2007.08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст